Смекни!
smekni.com

Понятие и признаки преступления (стр. 2 из 6)

Уголовное право, определяя поведение личности, использует данные психологии и социологии, внося в это определение свою специфику. Объектом исследования уголовного права является поведение человека, под которым понимается внешнее проявление человеческой воли. Уголовное право не изучает внутренний мир человека, его мысли, настроение, побуждения в отрыве от его действий или воздержания от выполнения каких-либо обязанностей. Только активное (действие) или пассивное (бездействие) как проявление поведения человека может быть отнесено к преступлению.

Этот принцип лежит и в основе современного российского права, подчеркивая, что основанием уголовной ответственности может быть только преступное поведение, выразившееся в конкретном деянии лица, а не в антиобщественных свойствах личности, в ее помыслах, убеждениях.

В уголовном законе используются такие выражения, как деяние, действие, деятельность, поведение, поступок, что подчеркивает, что преступления могут образовывать все виды человеческой деятельности независимо от их сложности.

В ст. 14 УК РФ в определении понятия преступления говорится, что преступлением признается лишь виновно совершенное общественно опасное деяние. А в ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. В ст. 7 УК РСФСР 1960 г. закон прямо говорил, что преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие). Из всего этого видно, что и в прошлом и в ныне действующем УК законодатель при определении преступления использует термин "деяние". В буквальном смысле этот термин употребляется для обозначения действия или бездействия – внешних форм преступного поведения. Вместе с тем термин "деяние" в юридической литературе используется и для обозначения преступления в целом.

Поскольку в основе понятия преступления лежит деяние, т.е. конкретное поведение, деятельность конкретного лица, то никакие мысли, идеи человека не могут быть признаны преступными, если они не получили реализацию в поступках человека. В своих лекциях по уголовному праву известный русский ученый-юрист Н.С. Таганцев отмечал: «Как говорит наш великий поэт: «бессмертный гордый разум человека лишь самому себе дает ответ за каждое движение тайной мысли. Слова твои, деянья — судят люди, но помышления единый видит Бог».[4]

Поступки человека в отличие от действия сил природы, поведения животных носят осознанный, волевой характер. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно имело возможность осознавать смысл и значимость совершаемых деяний и если в них были выражены воля и сознание. Преступление, как и в целом поведение человека, выражает его волю. Это и отличает поведение человека, и в частности преступное поведение, от поведения животных. Волевой акт – это акт, свободно, осознанно избираемый человеком с учетом условий, времени, места, обстановки.

Итак, обязательные признаки преступного деяния – сознание и воля.

Лицо не может привлекаться к уголовной ответственности, если оно действует против своей воли, под влиянием физического принуждения или непреодолимой силы. Не могут быть признаны действиями человека и рефлекторные движения, так как рефлекторные реакции не подлежат контролю со стороны сознания.

В уголовном законодательстве и в теории уголовного права различают две формы преступного поведения – действие и бездействие. Хотя уголовное законодательство не содержит общего понятия действия и бездействия, однако разграничение этих форм преступного поведения проводится. О действиях и бездействиях как разных формах уголовно-противоправного поведения говорят ст. 8, 15, 24, 29 и др. Эти формы уголовно-противоправного поведения человека положены в основу конструкции конкретных видов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Например, кража и грабеж могут быть совершены лишь в результате активных действий, а убийство – ив результате бездействия. Большинство преступлений, предусмотренных Особенной частью УК, может быть совершено только путем преступного действия (примерно 70%).

Внешнее проявление всякого действия выражается в виде движения, посредством отдельных телодвижений (это и взмах руки, и нажатие на спусковой крючок пистолета и т. д.). Как правило, уголовно-правовое действие имеет сложный характер, и законодателем оно определяется как "уклонение", "злоупотребление", "участие", "незаконное обращение", "хищение" и т. п.

Особую сложность представляет действие в составных, длящихся и продолжаемых преступлениях, о чем будет сказано ниже.

Бездействие – это пассивная форма поведения, которая в отличие от действия, имеющего место при малейшем движении мускулами тела, заключается в воздержании от всякого движения. Это может быть единичный акт воздержания от совершения определенных действий или же это система пассивного поведения, заключающаяся в невыполнении юридически обязательных и необходимых действий. Например, К. не проверяет подлинность представленного к оплате банковского документа; Б. систематически не выполняет своих должностных обязанностей, что повлекло существенное нарушение прав граждан.

Обязанность лица совершить определенные действия может вытекать: а) из предписаний закона или иного нормативного акта;

б) из служебного или профессионального положения лица;

в) из решения суда;

г) из договора;

д) из предыдущих действий, которые поставили в опасность какие-либо охраняемые законом интересы.

Однако обязанность совершить те или иные действия еще не означает виновности лица в преступном бездействии. Бездействие становится преступным только в случае, когда у лица была реальная возможность совершить обязательные для него действия. Решение вопроса о том, была ли у него возможность поступить соответствующим образом, основывается на учете всех обстоятельств конкретного дела[5].

Преступное действие или бездействие, совершенное вследствие психического принуждения является преступлением, но исключение составляют случаи совершения преступления в состоянии крайней необходимости (человек под угрозой применения оружия заставляет выдать государственную тайну)[6].

Развивая и конкретизируя материальное понятие преступления, часть 2 статьи 14 УК РФ устанавливает одно из принципиальных положений, что не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, что находит свое выражение не только в непричинении вреда, но и в отсутствии угрозы причинения его личности, обществу или государству.

Для признания деяния малозначительным необходимо, чтобы оно только формально, то есть лишь по внешним признакам содержало в себе признаки какого-либо состава преступления. Поэтому не может идти речи о малозначительности, если отсутствует хотя бы один из признаков состава преступления, так как в данном случае вообще не действуют уголовно-правовые нормы.

Малозначительность деяния всегда характеризуется и отсутствием общественной опасности в содеянном, что определяется в первую очередь отсутствием в результате содеянного причинения вреда либо создания угрозы его причинения личности, обществу и государству.

Важное значение для определения степени общественной опасности совершенного деяния имеет также учет личности совершившего деяние и мотивов его деятельности.

Следовательно, при наличии признаков части 2 статьи 14 УК РФ, деяние не признается преступлением и не влечет применения мер уголовного наказания. Лицо может подлежать за его совершение только административной, дисциплинарной либо гражданско-правовой ответственности.

Нередко малозначительное деяние, не являющееся преступлением в силу отсутствия общественной опасности, может образовать состав иного правонарушения — административного, дисциплинарного. В этом случае ответственность наступает в рамках соответствующего законодательства. Так, ст. 213 УК определяет хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу и сопряженное с насилием или угрозой насилия либо уничтожением или повреждением чужого имущества. Если лицо нарушает общественный порядок, выражая неуважение к обществу, не применяет насилия и не уничтожает имущество, то имеет место мелкое хулиганство.

преступление уголовное законодательство правонарушение

1.2 Отличие преступлений от иных видов правонарушений

Преступление не является единственной формой человеческого поведения, которая нарушает правовые запреты. В зависимости от того, какой отраслью права и какими методами регулируются или охраняются социальные связи (общественные отношения), правонарушение может быть преступлением, административным или гражданско-правовым деликтом. Все правонарушения (родовое понятие), в том числе и преступление, обладают общими для них признаками: общественная опасность и противоправность. При материальном определении понятия преступления и иных деликтов общественная опасность является общим для них признаком, хотя этот социальный признак и степень его выраженности могли бы стать критерием их разграничения при решении вопроса об отнесении деяний к проступкам или преступлению. В странах, где существует формальное определение понятия преступления и иных деликтов, общественная опасность является основой для законодательного выбора той или иной ответственности за те или иные деяния.

Большинство ученых-криминалистов считают, что общественная опасность свойственна всем правонарушениям. Такая позиция является предпочтительней, так как общественная опасность – это социальная характеристика волевого, сознательного поведения людей, которое нарушает установленные нормы права, морали, правила общежития. Конечно, поведение человека и его опасные последствия неоднозначны, их надо дифференцировать. Преступления, являясь наиболее опасными по сравнению с другими правонарушениями, влекут уголовную ответственность. Меньшая степень общественной опасности, порой и схожих деяний, позволяет законодателю отнести эти деяния к административным, дисциплинарным, гражданским, трудовым правонарушениям.