Смекни!
smekni.com

Преступления против семьи (стр. 3 из 5)

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность торговли несовершеннолетними, а также то, что потерпевший (потерпевшая) не достиг восемнадцатилетнего возраста, и желает осуществить куплю-продажу последнего либо совершить иную сделку с ним.

В ч. 2 ст. 152 УК РФ предусмотрены семь следующих квалифицирующих признаков, характеризующих совершение рассматриваемого преступления:

1) неоднократно (п. «а»);

2) в отношении двух или более несовершеннолетних (п. «б»);

3) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «в»);

4) лицом с использованием своего служебного положения (п. «г»);

5) с незаконным вывозом несовершеннолетнего за границу или незаконным возвращением его из-за границы (п. «д»);

6) в целях вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или иных антиобщественных действий, а также для совершения действий сексуального характера (п. «е»);

7) в целях изъятия у несовершеннолетнего органов или тканей для трансплантации (п. «ж»).

Квалифицирующие признаки, предусмотренные п. «а», «в», «г», «е» ч. 2 ст. 152 УК РФ, совпадают с одноименными квалифицирующими признаками, рассмотренными соответственно применительно к составам преступлений изнасилования и нарушения равноправия граждан, а также с одноименным конститутивным признаком, охарактеризованным применительно к составу насильственных действий сексуального характера.

Торговля несовершеннолетними, совершенная в отношении двух или более несовершеннолетних, налицо тогда, когда в процессе одного акта осуществляется купля-продажа или иная сделка в отношении двух или более несовершеннолетних.

Совершение данного преступления, сопряженное с незаконным вывозом несовершеннолетнего за границу или незаконным возвращением его из-за границы, имеет место в случаях перемещения несовершеннолетнего, в отношении которого совершена сделка, включая куплю-продажу, через Государственную границу РФ с нарушением порядка ее пересечения несовершеннолетними, в частности с нарушением правил оформления документов, необходимых для их выезда и въезда.

Рассматриваемое преступление признается совершенным в целях вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или иных антиобщественных действий при наличии у виновного цели вовлечь приобретаемого несовершеннолетнего в совершение любого преступления или иного антиобщественного действия, описанного в ч. 1 ст. 151 УК РФ. Этот квалифицирующий признак может быть вменен и продавцу или иному лицу, отчуждающему несовершеннолетнего, если они осведомлены о такой цели приобретателя.

Данное преступление квалифицируется как совершенное в целях изъятия у несовершеннолетнего органов или тканей для трансплантации при наличии обрисованной цели у приобретателя несовершеннолетнего. Названный квалифицирующий признак инкриминируется продавцу или другому лицу, отчуждающему несовершеннолетнего, тогда, когда они осведомлены об указанной цели приобретателя.

В ч. 3 ст. 152 УК РФ предусмотрены два особо квалифицирующих признака: 1) совершение деяния, повлекшего по неосторожности смерть несовершеннолетнего, и 2) совершение деяния, повлекшего иные тяжкие последствия.

Причинение смерти по неосторожности охарактеризовано при освещении состава преступления, предусмотренного ст. 109 УК РФ. Под иными тяжкими последствиями необходимо, в частности, понимать умышленное причинение тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнего, доведение его до самоубийства, его истязание и т.д.

1.4 Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних. В ч. 2 ст. 38 Конституции РФ провозглашено, что «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Факультативным, вторым непосредственным объектом может быть альтернативно здоровье, безопасность жизни или здоровья, личная свобода или честь и достоинство.

Объективная сторона выражается в обязательном деянии (бездействии или действии) – неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в сочетании с действием – жестоким обращением с несовершеннолетним.

Обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, защите его прав и интересов возложены на родителей ст. 63 и 64, на опекунов (попечителей) – ст. 150 Семейного кодекса РФ[8]. Обязанность по содержанию несовершеннолетнего возложена на родителей ст. 80, а на братьев и сестер, деда и бабушку – соответственно ст. 93 и 94 Семейного кодекса

Обязанности родителей и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, необходимо, на наш взгляд, понимать не только как обязанности по воспитанию, но еще и как обязанности и по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и его содержанию. Обязанность же педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения по воспитанию несовершеннолетнего ограничивается ее узким пониманием. Эти обязанности вытекают из профессии педагога и служебного положения как педагога, так и других работников названых учреждений.

Жестокое обращение с несовершеннолетним по содержанию аналогично охарактеризованному ранее одноименному признаку доведения до самоубийства, предусмотренному ст. 110 УК РФ.

Субъект данного преступления специальный. Им могут быть только родители или иные лица, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, либо педагоги или другие работники учебного, лечебного или иного учреждения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.


2. Преступления против семьи

2.1 Подмена ребенка

Понятие "подмена" предполагает передачу родителям без их ведома и согласия вместо ребёнка, рождённого ими, другого ребёнка. В том числе, возможна подмена живого ребёнка умершим, здорового - больным и т.д. Как уже отмечалось, понятие "ребёнок" и понятие "несовершеннолетний" в принципе адекватны. Но при подмене речь обычно идёт о новорожденном ребёнке (как правило, до первого кормления), пока мать не запомнила его индивидуальных особенностей. Конечно, есть случаи, когда контакт матери и рождённого ею ребёнка откладывается на более длительный период по медицинским соображениям, либо, когда ребёнок передаётся отцу, другому законному представителю в связи со смертью роженицы. В этих случаях осуществляемая втайне подмена ребёнка возможна в течение всего периода отсутствия непосредственного контакта с ним. Но эти случаи достаточно редки.

Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие защиту личной свободы ребенка и интересов семьи.

Потерпевший от преступления, ответственность за которое установлена ст. 153 УК РФ, он же – предмет преступления (такое совпадение наблюдается только в рассматриваемом составе преступления), – ребенок. В законе не раскрыты признаки, которыми должен обладать подменяемый ребенок, в частности его возраст, местонахождение. Поэтому данный признак оценочный, определяемый на основе анализа и оценки всех фактических обстоятельств содеянного. Однако сопоставление диспозиций ст. 153 и 126 УК РФ позволяет заключить, что в качестве признака состава преступления, предусмотренного ст. 153, выступает ребенок, несхожесть внешних признаков которого с соответствующими признаками того, кем он подменяется, не поддается распознанию родителями или законными представителями подменяемого, поскольку при распознании указанной несхожести налицо похищение несовершеннолетнего, ответственность за которое установлена п. «д» ч. 2 ст. 126. Причем в составе преступления, предусмотренном ст. 153 УК РФ, ребенок, как подменяемый, так и используемый для подмены, в уголовно-правовом смысле равнозначны, то есть представляют собой одновременно и потерпевшего от преступления и предмет преступления, и являются, таким образом, взаимоподменяемыми.

Состав преступления образует как подмена чужого ребенка другим чужим, так и чужого ребенка своим.

Окончено преступление с момента совершения действий, после которых ребёнок не может быть идентифицирован его родителями (например, после внесения соответствующей записи в книгу учета рождений родильного дома). Если подмена обнаруживается в процессе передачи ребенка (чужого) потерпевшему, то содеянное образует покушение на преступление и квалифицируется по ст. 30, 153 УК.

Объективная сторона состава преступления подмены ребенка выражается в деянии в виде только действия, состоящего в подмене, то есть замене одного ребенка другим, оформленной официально, в частности путем внесения соответствующей записи в книгу учета рождений родильного дома, при отсутствии обоюдного согласия на такую замену родителей[9].

Субъективная сторона — вина в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является также мотив его совершения — корыстные или иные низменные побуждения. Корыстные побуждения означают стремление лица к получению выгод имущественного характера (например, совершение подмены ребенка медсестрой в роддоме за плату) Иные низменные побуждения — подлые, бесчестные стремления, обусловленные завистью, религиозным экстремизмом или националистическими взглядами, ревностью, жаждой мести и др. Если совершение деяния обусловлено побуждениями иного характера, состав преступления отсутствует.

Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

2.2 Незаконное усыновление (удочерение)

Содержание этой статьи шире названия: оно предусматривает ответственность за незаконные действия, связанные с любым видом устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность по данной статье будут нести и работники учреждений для детей - сирот и других детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку администрация этих учреждений исполняет функции опекунов или попечителей.