Смекни!
smekni.com

Содержание авторского права на литературные произведения в России (стр. 9 из 13)

Автор может быть заинтересован в официальном подтверждение своих прав на произведение и при отсутствии спора (например, опасаясь, что рукопись может быть украдена или «внимательно прочитана» до опубликования и т. п.). Подтвердить неоспариваемое авторское право означает, по терминологии процессуального закона, установить факт, имеющий юридическое значение. Известно два способа установления таких фактов-судебный и нотариальный.

Суд по заявлению заинтересованного лица рассматривает дело об установлении такого факта в порядке особого, т. е. неискового, бессрочного, производства. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, если отсутствует возможность в ином, несудебном порядке, получить надлежащие документы (ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Специальные формы нотариального действия для подтверждения факта авторства лица в отношении определенного произведения законом не предусматривается. Существует лишь общие нотариальные формы, которые могут быть применены к субъектом авторского права. Например, автор может написать заявление, подтверждающее факт авторства, и его подпись будет нотариально засвидетельствована[10]. Признание авторства является, несомненно, важнейшим способом защиты прав авторов произведений, однако оно само по себе может быть недостаточным для удовлетворения интересов автора, право которого оспаривалось, отвергалось и было нарушено. Защита прав автора заключается и в восстановлении положения существовавшего до нарушения права; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такие меры защиты могут быть применены путем уничтожения экземпляров, внесения соответствующих исправлений, заявления в печати или иными способами. Прекращение действий, составляющих угрозу правонарушения, достигается путем запрета рекламы, продажи экземпляров произведения, допечатки тиража и т. п.

Автор или иной правообладатель имеет право, согласно п. 3 ст. 1252 ГК РФ по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести, для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (ст. 15 ГК РФ). Нередко невыплату авторского вознаграждения рассматривают как основание для взыскания такого вознаграждения, т. е. возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Такое толкование закона является ошибочным. Размер авторского вознаграждения устанавливается в договоре. Невыполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств не освобождает сторону в дальнейшем от их выполнения (ст. 396 ГК РФ). Следовательно, невыплата автору вознаграждения за использование его произведения должна рассматриваться как невыполнение договорных обязательств, а не убытки.

Новеллой российского законодательства является следующая мера защиты исключительных авторских прав-взыскание денежной компенсации. В силу нематериальной природы результатов интеллектуальной деятельности перед законодателем возник вопрос о необходимости разработки особого, более совершенного механизма восстановления исключительных нарушенных прав, освобождающего их обладателя от необходимости доказывать размер своих убытков или доходов нарушителя. Этот механизм нашел отражение в виде установления альтернативных требований правообладателя: убытки, доход или компенсация. Вместе с тем в силу специфичности рассматриваемого способа защиты его кажущаяся универсальность на практике нередко сталкивается с различными трудностями и противоречиями[11].

Во-первых, не существует единой системы определения размера компенсации. Законодатель наделил судебные органы правом объективной оценки совершенного правонарушения, установив пределы компенсации - от 10 до 50 000 минимальных оплаты труда. Очевидно при определении компенсации следует учитывать имущественное положение нарушителя, степень его вины, количество и длительность нарушений и другие обстоятельства.

Во-вторых, суды зачастую неправильно трактуют и применяют норму о компенсации, что создает препятствия в восстановлении нарушенных прав. Существует устоявшаяся точка зрения, что, поскольку компенсация взыскивается вместо убытков, суд определяет ее размер в соответствии с примерной суммой убытков. При отсутствии убытков эта компенсация не присуждается. Однако в формулировке ст. 1301 ГК РФ об ответственности не указано, что обладатель авторских прав может требовать взыскания дохода либо выплаты компенсации лишь в том случае, когда нарушение авторских прав причинило ему убытки. Следовательно, при решении вопроса о взыскании компенсации суд не должен обращать внимания на отсутствие убытков у правообладателя.

Согласно ГК РФ обладатель исключительных авторских прав может прибегнуть и к другим мерам защиты, предусмотренным законодательными актами. В настоящее время эту норму понимают как отсылку к ст. 12 ГК РФ, где установлены общие способы гражданско-правовой защиты.

Защита чести, достоинства, деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общегражданскими нормами ст. 150- 152, 1099-1101 ГК РФ. Автор, требуя защиты названных нематериальных благ, выступает в качестве истца. Ответчиком может быть другой обладатель авторского права либо иное физическое или юридическое лицо.

Ст. 12 ГК РФ предоставляет, среди прочего, участникам гражданского оборота права на самозащиту. Под самозащитой в гражданском праве подразумевается «совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов»[12]. Самозащита права не может считаться допустимой, если не соблюдаются пределы, очерченные ст. 10 ГК РФ. Не может считаться самозащитой действие, предпринятое не с целью охраны авторского права, а исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

Не признается самозащитой и действие, хотя и направленное на охрану своего объекта авторского права, но соединенное со злоупотреблением правом в какой-либо форме.

Из права самозащиты следует отсутствие обязанности возмещать вред, причиненный в состоянии необходимой обороны. Применительно к ситуации, возникший в сфере авторских правоотношений, это может означать, что автор, воспользовавшийся правом самозащиты, не обязан возмещать вред. Равным образом вред, причиненный его благу, правоохраняемым объектам останется без возмещения, например состояние необходимой обороны-одно из проявлений самозащиты.

Самозащита имеет место и в состоянии крайней необходимости. Однако при этом последствия принципиально иные, чем в случае необходимой обороны. Субъект, причинивший вред в состоянии крайней необходимости, должен возместить его пострадавшему. Состояние крайней необходимости исключает противоправность вредоносного действия, но не снимает обязанности по возмещению причиненного имущественного вреда. Наступает гражданско-правовая ответственность. Если вред был причинен для защиты интересов третьего лица, субъектом ответственности может быть как причинитель вреда, так и это третье лицо.

Компенсация морального вреда-самостоятельный способ защите авторских прав. Компенсируется вред, причиненный нарушителем личных неимущественных прав автора (ст. 151 ГК РФ). По общему правилу ответственность за причинение морального вреда наступает при определенных условиях:

1) наличие вреда;

2) противоправное поведение причинителя вреда;

3)наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и причиненным вредом;

4) вина причинителя.

Несмотря на важное значение размера компенсаций, решение суда, которым признается неправомерность действий нарушителя и удовлетворяется иск о компенсации морального вреда, предоставляет ценность независимо от присужденной денежной суммы. Необходимо подчеркнуть, что гражданско-правовые способы защиты носят восстановительный характер (ст.1 ГК РФ). Они направлены на восстановление или оспариваемых прав, а не на восстановление имущественного положения правообладателя, как иногда неверно понимают на практике, а такое понимание сужает подлинное значение понятия «защита».

Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты:

— юрисдикционная форма-это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских прав. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий (судебный или исковой) и специальный (административный) порядки защиты авторских прав;

— неюрисдикционная форма охватывает действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Наибольший интерес представляет судебный порядок юрисдикционной формы защиты авторских прав. Судебная защита нарушенных авторских прав возможно при наступлении определенных условий. Таковыми признаются: наличие права на иск в материальном смысле, нарушение этого права, неистечение срока правовой охраны и т. д. Дела, возникающие из авторско-правовых отношений, относятся к исковому производству, т. к. представляют собой споры об авторстве и соавторстве; споры, возникающие из авторских договоров; споры, связанные с использованием произведения при отсутствии авторского договора; споры, связанные с выплатой авторского вознаграждения; споры, связанные с оплатой за авторские произведения, написанные в порядке служебного задания, и др.