Смекни!
smekni.com

Уголовное право Японии (стр. 1 из 3)

В последние 20 лет российские юристы проявляют значительный интерес к исследованию японского законодательства и различных сторон практики борьбы с преступностью. Причины такого интереса понятны, поскольку, во-первых, речь идет о соседней стране, а во-вторых, процессы трансформации преступности при переходе на рыночную экономику в обеих странах имеют много общего.

Уголовно-правовая семья общинного права, географический ареал которой ограничен Дальним Востоком и Юго-Восточной Азией, объединяет несколько уголовно-правовых систем современного мира, существующих в странах с разными политическими и социально-экономическими укладами жизни. Объединяет их, в свою очередь, особое понимание права, особое отношение к нему как к способу регулирования жизни общества, что проецируется на все отрасли права, в том числе и на уголовное. Согласно представлениям китайского общества, сплавляющим в себе идеи конфуцианства, легизма и даосизма, человеческое и божественное, живое и мертвое образуют в своем единстве гармоничный универсум. Жизнь человека должна вписываться в гармоничный универсум. Для достижения этого человек должен вести себя "надлежащим образом", что позволит ему и окружающим достичь мира и взаимопонимания на различных уровнях социальных отношений. Общинное право получило распространение в Китае и Японии. Для права этих стран характерна идея общества, а значит, идеи гармонии, примирения, согласия. Общее благо здесь всегда ставилось выше интересов индивидуума. Даже в наше время незыблемой остается идеология конфуцианства, в которой основная ячейка общества - эта семья с особыми отношениями между старшими и младшими, запретами на любые возмущения. Право традиционно рассматривается как крайний способ установления порядка между людьми, поскольку основное значение в установлении такого порядка придается нормам морали, убеждению, воспитанию, критике.

Конституция Японии провозглашает и реализует в своих положениях основные гарантии справедливости и законности привлечения к уголовной ответственности: ст.30 ("никто не может быть лишен жизни, свободы либо подвергнут иной уголовной санкции, кроме как в соответствии с законной процедурой"), ст.36 (запрет пыток и жестоких наказаний), ст.39 ("никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за действие, которое было законно в тот момент").

Японское уголовное право представляет собой довольно редкое, по сравнению с другими развитыми странами, сочетание систем континентального и общего права.

Источники уголовного права Японии в широком смысле слова - это Уголовный кодекс, специальные уголовные законы, уголовно-правовые нормы неуголовного законодательства и обязательных постановлений муниципальных собраний, международные договоры, судебные прецеденты. В то же время нередко к этим источникам добавляется еще один компонент, занимающий в этом случае первое место: уголовно-правовые положения Конституции.

Уголовный кодекс 1907 г., вступивший в силу с 1 октября 1908 г., с известными изменениями действует и в настоящее время. С содержательной стороны этот нормативно-правовой акт, как справедливо отмечают исследователи, характеризуется чрезмерной лаконичностью, архаичностью юридического языка, своеобразием понятийно-категориального аппарата и юридической техники.

Сочетание иероглифов "кэйхо", переводимое нами на русский язык и самими японцами на английский язык как "Уголовный кодекс", не включает слово "кодекс" (хотэн) и буквально означает "Уголовный закон". Тем же сочетанием "кэйхо" передаются понятия "уголовное право" и "уголовное законодательство", что создает порой трудности для понимания.

По своему положению среди других источников уголовного права УК выполняет роль отраслевого "основного закона". Примерами "основных законов" могут служить Основной закон о мерах против загрязнения окружающей среды, Основной закон о просвещении, Основной закон о защите потребителей. Что касается УК, то он отличается от "основных законов" такого рода не только и не столько тем, что не имеет в своем названии словосочетания "основной закон" (подобно тому, как его нет в названиях ГК, ГПК, УПК), сколько своим содержанием, своей природой: собственно, "основные законы" принимались в послевоенный период и носили скорее программный, нормативный характер, задавали общую направленность последующему текущему законодательству.

Роль УК как "основного закона" выражается в частности, в выполнении Общей частью УК функций Общей части всего уголовного права.

Уголовный кодекс Японии состоит из двух частей: I - "Общие положения" и II - "Преступления" (это традиционная архитектоника большинства уголовных законов мира). Некоторые преступления предусмотрены не УК, а специальными законами (их около 30), а также уголовно-правовыми нормами неуголовного законодательства и нормативными актами местного значения. Нормы об уголовных наказаниях содержат многие акты хозяйственного законодательства, законодательства о выборах на публичные должности, законодательства о дорожно-транспортнам движении, что серьезно осложняет работу органов правосудия, а так же создает большие трудности при восприятии уголовного законодательства населением Японии.

УК не имеет преамбулы или вводной главы. В открывающей его Общей части ("Общие положения") не излагаются ни задачи кодекса или уголовного права, уголовной политики, ни принципы уголовного права. Части и главы УК имеют свои наименования, статьи - нет, однако в сборниках законов обычно статьям присваиваются названия, формулируемые издателем (составителем или редактором, которые берутся в скобки в знак того, что их не было в оригинальном тексте закона) эти названия статей в сборниках разных издательств имеют некоторые различия.

В УК новые статьи законодатель помещает за уже действующими (в таком, например, порядке: ст.96, ст.96-И и т.д.). В ряде случаев статьи внутренне подразделяются на части (абзацы), которые нумеруются, начиная со второй. Статья или ее часть может включать несколько нумеруемых пунктов. При необходимости поместить новые статьи между уже существующими законодатель нумерует новые статьи, идущие, например, за ст.100, так: 100-II, 100-III и т.д.

Общее количество статей в УК Японии 1907 г. по сплошной нумерации-264, фактически действующих статей сейчас - 289 (за счет вносимых ранее в УК (в разные годы) дополнений, изменений и уточнений. Особенная часть (часть вторая "Преступление") включает 210 статей.

В УК не проводится формального деления преступных деяний на какие-либо категории по степени тяжести. Многочисленные главы Особенной части УК не сгруппированы в разделы; их последовательность не всегда логична.

В японской науке в качестве производных называют принципы:

1) вывод лица из-под действия общего уголовного права;

2) запрет приговоров по аналогии;

3) неподсудность на основе обратной силы закона;

4) запрет уголовных кар с абсолютно нефиксированным сроком (Уэмацу Т., Оно С., Накано Ц., Датэ А.).

Системе наказаний посвящена гл.2 УК, в которой: ст.9 перечисляет виды уголовных санкций и делит их на основные и дополнительные; ст.10 ранжирует их по степени тяжести; ст.21, относящаяся к мерам, связанным с лишением свободы, предусматривает, что число дней, проведенных в предварительном заключении, может быть полностью или частично зачтено в срок самого наказания. Основные санкции: смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом или без такового, штраф, уголовный арест, малый штраф; дополнительная - конфискация. Штраф и малый штраф отличаются друг от друга лишь суммой. Эти меры, а также уголовный арест могут сочетаться с другими санкциями. Следует иметь в виду, что лишение или ограничение прав предусмотрены не УК, а рядом иных законов (например, временно лишается избирательных прав нарушитель Закона о выборах на публичные должности). В 1994 г. судами первой инстанции на смертную казнь осуждено - 8 (за убийства - 2, за разбой - 6); лишены свободы: пожизненно - 45 (за убийства - 13, за разбой - 32. Оправдательный приговор вынесен в 0,1 % случаев.

Институту смертной казни посвящена ст.11 0бщей части УК, где, кроме способа (повешение), рассматривается и сугубо процессуальный вопрос о том, что до момента казни приговоренный содержится в тюрьме. УК предусматривает смертную казнь за тринадцать уголовных составов (с 1985 по 1994 гг. - 50 приговоров, в том числе за убийства - 23; разбой, повлекший смерть - 25) - это акции, связанные с внутренним восстанием или внешней военной агрессией; поджог жилья и его порча, взрыв взрывоопасного предмета, действия, вызвавшие железнодорожную катастрофу (со смертельным исходом для людей) и опасность для транспорта (с тяжкими последствиями), отравление водопроводной воды (со смертельным исходом для людей); убийство, разбойное нападение, повлекшее смерть или сопряженное с изнасилованием. Лишь ст.81 (сговор с иностранным государством с целью побудить его к вооруженной агрессии против Японии) предусматривает смертную казнь как абсолютную кару, остальные - как альтернативную. Помимо УК эта кара содержится в специальных уголовных законах (о преступной дуэли, о санкциях за нарушения правил контроля над взрывчатыми веществами, о санкциях за насильственный захват воздушных судов и др.). В Японии ожидают исполнения смертного приговора десятками лет (например, Садамичи Хирасава провел в тюрьме 37 лет так и не добившись пересмотра приговора или смягчения наказания и умер в тюремной больнице в возрасте 95 лет). Режим содержания приговоренных к смертной казни жесткий, а исполнение - архаичное (чрез повешение). Отметим, что в Японии за последние 15 лет было приговорено к смертной казни 66 человек, а казнено - 26. В Приморском крае (население меньше в 41 раз) за те же годы к смертной казни было приговорено 105 человек, а казнено 33 человека. В последние годы все больший авторитет и успехи международного движения за отмену смертной казни привели к тому, что от этой архаичной меры наказания полностью или де-факто отказались две трети государств. На этом фоне резко контрастирующим является сохранение практики применения смертной казни в таких индустриально развитых странах, как США и Япония.