Смекни!
smekni.com

Комплексное изучение коммерческого подкупа (стр. 4 из 12)

Коммерческий подкуп означает вмешательство постороннего лица извне в управленческую деятельность, “покупает" способность совершать определенные действия, и через них использует экономические и иные возможности организации в своих интересах.

Отсюда, мы можем сделать вывод, что происходит разрушение правового метода управления деятельностью организации, а это, естественно, противоречит ее интересам.

Таким образом, общественная опасность коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы, а именно на мотивацию управленца при принятии решения.

В этом суть подкупа и его социальная опасность. Мотивы и побуждения человека, наделенного особыми полномочиями, должны формироваться в условиях законности и подчиняться правоохраняемым интересам организации. Нарушается принцип независимости (самостоятельности) организации в принятии решений.

1.3 Отграничение коммерческого подкупа от смежных составов преступлений

Проблема разграничения преступлений относится к числу наиболее сложных и вместе с тем недостаточно разработанных теорией уголовного права. Достаточно большое число ошибок, допущенных судами при применении уголовно-правовых норм, приходится на неправильную квалификацию преступлений. Трудности при этом главным образом объясняются тем, что определенное преступление всегда имеет ряд общих признаков с другими преступлениями. Как верно подчеркнул В.Н. Кудрявцев, для того чтобы правильно квалифицировать преступление, необходимо очень четко представить себе разграничительные линии между ним и смежными преступлениями.

Мы не ставим целью исследовать данную проблему полностью, так как она многогранна и, рассмотреть ее в полном объеме вряд ли возможно. Однако наиболее существенные вопросы следует затронуть.

По внешним признакам с коммерческим подкупом сходны:

а) получение взятки (статья 290 Уголовного Кодекса РФ) и дача взятки (ст.291 Уголовного Кодекса РФ);

б) злоупотребление полномочиями (ст. 201 Уголовного Кодекса РФ);

в) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 Уголовного Кодекса РФ);

г) провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 Уголовного Кодекса РФ).

д) подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст.309 Уголовного Кодекса РФ).

Статью 204 можно сравнить со статьям, предусматривающим ответственность за дачу и получение взятки. Объективная сторона коммерческого подкупа сконструирована в законе с учетом имеющегося опыта борьбы с должностным взяточничеством. (Старченков, 1997). Абсолютно идентичны квалифицирующие признаки (в ч.3 ст. 204, УК отсутствует понятие крупного размера). И даже примечание об основаниях освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего подкуп, совпадает почти слово в слово с примечанием к ст.291 УК РФ.

Анализируемая статья является определенным "аналогом" статей 290 и 291УК РФ, но отличие от коммерческого подкупа дачи и получения взятки очевидно. В обоих случаях имеется необходимое соучастие (отвечают и тот, кто берет, и тот, кто дает). Сходными являются предметы преступления, многие признаки объективной стороны, содержание умысла и целей.

Родовым объектом состава коммерческого подкупа в коммерческих и иных организациях (ст. 204 УК РФ) являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование и развитие экономики России как целостного организма. Ее основное назначение охрана институциональной основы экономики России, которую составляют коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Специфичен объект коммерческого подкупа. В качестве критерия разграничения должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, С.В. Изосимов предлагает использовать такой признак, как характер выполняемой деятельности, аргументируя это следующим образом: "В главе 30 объединены преступления, посягающие на нормальную деятельность аппаратов государственной власти и органов местного самоуправления, совершаемых работниками этих аппаратов с использованием служебного положения. Это преступления лиц, которые вследствие предоставленных им органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по управлению (в широком понимании этого термина, включающем деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную) находятся в особых юридических отношениях с государством, органами местного самоуправления и гражданами, подчиненными управлению. Иначе говоря, субъектами этих положений могут быть лица, наделенные публично-правовыми полномочиями, соответственно этому деятельность таких лиц также носит публично-правовой характер. Этого свойства лишена деятельность служащих коммерческих организаций всех видов собственности, общественных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждении". [22, с.1 - 9].

Мы не можем согласиться с мнением С.В. Изосимова, так как не все субъекты должностных преступлений наделены публично-правовыми полномочиями. Ими обладают лишь представители власти; полномочия лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, коммерческих и иных организациях, принципиально не отличаются, что подтверждается использованием законодателем унифицированной терминологии при их описании.

Основная задача при квалификации коммерческого подкупа - определить природу той структуры, в которой лицо реализует управленческие функции как коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Итак, основное отличие заключается в характере организаций, в которых работают получатели, а отсюда и в признаках субъектов. Субъектами получения взятки являются должностные лица, выполняющие соответствующие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Субъектами получения подкупа - лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Уголовная ответственность за получение взятки должна наступать всегда, а за получение подкупа, когда вред причинен интересам исключительно коммерческой организации; только при наличии ее заявления или согласия, так как, в отличие от главы 30 УК РФ в главе 23 УК РФ предусмотрено особое дополнительное условие, которое ограничивает возможность уголовного преследования лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Его сущность в том, что в некоторых случаях уголовное преследование возможно только по заявлению или с согласия организации, в которой работает виновный.

Подкуп есть только там, где он передан за конкретное действие (бездействие), а взятка может передаваться также и за общее покровительство или попустительство по службе.

В статье 290 УК РФ говорится о получении взятки за действия, а в статье 204 УК РФ - за совершение действий. Из этого следует, что при взятке имеются в виду не только предстоящие, но и уже совершенные действия, То есть возможны как взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение. Подкуп же может быть только в отношении предстоящих действий, то есть, когда вознаграждение было передано или, по крайней мере, обещано до совершения самих действий.

Дача и получение взятки являются, соответственно, тяжким и особо тяжким преступлениями (максимальная санкция, соответственно, семь и двенадцать лет лишения свободы); коммерческий же подкуп - преступление средней тяжести.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 Уголовного Кодекса РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 Уголовного Кодекса РФ) некоторые авторы соотносят как общую и специальную нормы, то есть рассматривают коммерческий подкуп как особо злостное, "квалифицированное" злоупотребление полномочиями. В таком утверждении есть своя логика. Злоупотребление полномочиями - общий состав, рассчитанный на все возможные варианты использования полномочий управленческим персоналом организации вопреки законным интересам последней. В качестве специального вида злоупотребления полномочиями в ч.3 и 4 ст. 204 УК РФ криминализировано незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего.

Разграничение злоупотребления полномочиями и коммерческого подкупа проводится по признакам объективной стороны. Особенностью состава коммерческого подкупа является предмет (деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера), который рассматривается в качестве обязательного признака.

Объективная сторона коммерческого подкупа как специальной формы злоупотребления полномочиями представляет собой незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

При злоупотреблении полномочиями субъект извлекает выгоды и преимущества для себя или других лиц собственными действиями путем использования имеющихся управленческих полномочий вопреки законным интересам и за счет соответствующей организации.