Смекни!
smekni.com

Правовой режим служебных жилых помещений (стр. 14 из 17)

Что касается выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, то необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»[28] с 1 января 2005 года установлен новый размер компенсации. Сумма, выплачиваемая военнослужащим в качестве компенсации, не превышает 1500 рублей и не может покрыть всех расходов, связанных с наймом жилого помещения. В данной ситуации государство не выполняет свое обязательство перед военнослужащими по обеспечению их служебными жилыми помещениями и не покрывает расходы военнослужащих на наем жилья, чем нарушается принцип полноты реализации права.

Судебная практика часто данное несоответствие решало в пользу военнослужащего: несмотря на установленный размер компенсации для данного региона, суд выносил решение о возмещении военнослужащим фактически затраченные на наем жилья средства. Данные решения были правомерны до принятия Федерального закона «О статусе военнослужащих»[29], поскольку в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих»[30] денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений должна была выплачиваться в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья.

В настоящее время данные решения можно оспаривать. Средства, выделяемые Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию за наем (поднаем) жилья, рассчитываются исходя из сумм, определенных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации № 909. В результате Министерство обороны просто не имеет права выплачивать компенсацию за наем жилья военнослужащим в большем размере, чем установлено Правительством. Это подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2000 г. № ВКПИ 00-74[31].

По материалам дела В.В. Маскалец и В.В. Миронов обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушение их права на жилище, гарантированное Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Маскалец, в частности утверждал, что размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленный Правительством является заниженным и нарушает его права, закрепленное пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Утверждения Маскальца суд признал несостоятельными, поскольку в пункте 14 статьи 15 указанного Федерального закона определено, что порядок и размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации. В связи с этим, в удовлетворении жалоб В.В. Миронова и В.В. Маскальца было отказано.

Кассационная коллегия определила[32]: решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу В.В. Маскальца без удовлетворения.

Да, конечно, суд принимал решение в соответствии с действующим законодательством. Но можно понять и военнослужащего, ведь государство гарантировало ему предоставление служебного жилого помещения. Он стал снимать жилье потому, что государство не смогло предоставить ему гарантированное служебное жилое помещение, то есть сам решал проблему с жильем. В результате, не только не получил бесплатное служебное жилое помещение, но и понес дополнительные финансовые затраты.

В связи с тем, что юридические лица федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрено прохождение военной службы, могут являться учреждениями, то в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, то есть Правительство Российской Федерации. Для получения компенсации в полном объеме военнослужащим необходимо обращаться с исками в суд для привлечения субсидиарных ответчиков. Таким образом, военнослужащие будут заняты не выполнением обязанностей военной службы, а постоянными судебными тяжбами с федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, что представляется абсурдным.

По мнению автора, решение проблемы одно. Необходимо установить реальный размер компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим и членам его семьи, а, кроме того, пересматривать его минимум 1 раз в год. Практика возмещения расходов в полном объеме существует в современном законодательстве. Например, при отсутствии кордонов лесникам, снимающим жилые и подсобные помещения, выплачивается денежная компенсация по существующим в данной местности расценкам[33]. Если размер компенсации за наем (поднаем) жилого помещения будет соответствовать реальным расходам военнослужащих, то вопрос аренды жилого помещения для военнослужащих и членов их семей, а также вопрос ответственности по возмещению расходов военнослужащим за наем жилых помещений вообще могут отпасть.

Представляется интересным, следующее положение. Порядок выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, прибывшим в командировку, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»[34]. В соответствии с ним возмещение расходов по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации (кроме случая, когда предоставляется бесплатное помещение), работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в следующих размерах - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей в сутки. Сравним размеры компенсаций за наем «служебного жилья» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (максимум 1500 рублей в месяц в г. Москва и г. Санкт-Петербург без учета семьи, а в других городах и того меньше), и тем же военнослужащим, направленным в командировку (до 550 рублей в сутки при наличии подтверждающих документов). Разница огромная: при командировке до 16500 рублей в месяц, при прохождении военной службы на месте – до 1500 рублей в месяц. По мнению автора, эти суммы должны быть максимально приближены, поскольку военнослужащим, прибывшим в командировки, должны быть предоставлены, по сути, те же служебные жилые помещения. Иначе, права военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений существенно ограничиваются.

Таким образом, размер денежной компенсации, выплачиваемой в настоящее время военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, существенно меньше фактической стоимости аренды жилья. В этой связи уместно говорить о том, что расходы на аренду жилья тяжелым бременем ложатся на семейный бюджет военнослужащих и негативно сказываются на материальном положении семей военнослужащих. Размер компенсации должен соответствовать средней рыночной цене в данном регионе и пересматриваться, и индексироваться с учетом рынка жилья, инфляции не реже 1 раза в год, поскольку средства для выплаты компенсации выделяются из федерального бюджета, а он принимается ежегодно. Воинские части обязаны всестороннее содействовать в поиске жилых помещений и сотрудничать с местными органами для обеспечения информацией о рынке жилья и ценах.

На состояние законности в сфере жилищных правоотношений также сказывается несвоевременная (из-за недостаточного финансирования) выплата военнослужащим ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Кроме того, нельзя забывать, что военнослужащим должна выплачиваться компенсация за наем (поднаем) жилых помещений только в течение первых трех месяцев по прибытии к новому месту службы, так как они вынуждены снимать жилье при отсутствии в воинской части служебных жилых помещения и служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания. По истечении данного срока военнослужащим должны быть предоставлены служебные жилые помещения. Они не должны жить в служебных жилых помещениях, пригодных для временного проживания свыше установленных сроков.

Увы, приходится констатировать, что данную норму трактуют не совсем верно. В результате, военнослужащие, как правило, вынуждены снимать жилые помещения чуть ли не все время прохождения военной службы в данной местности. Это не только нарушает их права на служебные жилые помещения, но и создает дополнительные материальные траты как самим военнослужащим, которые получают компенсацию в размере, не соответствующем реальным затратам, так и федеральному органу исполнительной власти, в котором они проходят военную службу, который выплачивает денежную компенсацию более длительный срок.

Законопроект[35] «О внесении изменения в пункт 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», внесенный на рассмотрение депутатами Государственной Думы Н.М. Безбородовым, Ю.Н. Родионовым, предполагал уточнение Федерального закона «О статусе военнослужащих»[36] в части регулирования вопросов обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для временного проживания.