Смекни!
smekni.com

Предмет и методы теории государства и права (стр. 26 из 31)

Систематическое толкование. Каждая норма права должна рассматриваться в связи со всей системой правовых положений. Сюда же – к систематическому толкованию – относится выяснение места правовой нормы в системе других правовых норм. Допустим, анализ Конституции какого - либо государства показал, что местные суды (мировой судья) не находятся в Конституции в главе «судебная власть». Значит ли это, что данная категория судов вообще не относится к судебной власти? Систематическое толкование в данном случае дает основание для такого вывода и, соответственно, критических замечаний.

Историко-политическое толкование. Это аналитический процесс, когда рассматривается норма с учетом той историке - политической обстановки, в которой она принималась. При этом происходит и сопоставление нормы с существующей ситуацией. Действительно, для полного понимания правовой нормы оказывается необходимым проследить, когда она возникла, как развивалась. Это не означает, что историческое толкование может исказить применение нормы или вообще приостановить процесс правоприменения. Но историческое знание позволяет применить право целесообразно, справедливо, обоснованно, законно, словом, соблюсти все указанные выше принципы реализации права. Логическое толкование. Это способ толкования предполагает использование законов формальной логики для уяснения смысла, содержания, нормы права, ее соотношения с другими нормами. В этот процесс следует включать правила оперирования понятиями, чтобы иметь правильные суждения, делать правильные умозаключения. Совершенно недопустимы умозаключения ошибочные, которые могут просто искажать правоприменение. Весьма часто правовая норма формулируется таким образом, что устанавливаются исключения из правил – и тогда логический анализ должен направляться на выяснение условий этого исключения. Толкование важно для работников правоприменительных органов для воплощения своей деятельности. С этой целью используется специально - юридическое толкование. Смысл подзаконных актов понимается и объясняется в строгом соответствии с законом. Издание нового закона также невозможно без уяснения смысла и четкого представления о содержании уже действующих норм.

Толкование призвано обеспечить полную реализацию исполнительными органами норм права, поэтому в толковании предусматривается функциональный способ, разъяснение по применению нормы права, от чего зависит качество правоприменения и понимание действительного смысла нормы права специалистами и населением.

Толкование норм права по объему.

Логический способ толкования в результате приводит к определению объема толкования – он может быть буквальным, либо расширительным, либо ограничительным. Буквальное толкование имеет место тогда, когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы, когда отсутствует расширительное и ограничительное толкование. Ограничительное и расширительное толкование допускается, когда действительный смысл нормы не совпадает с буквальным. Это– процесс уяснения правовой нормы. Пример расширительного толкования, который в свое время сделал Госарбитраж СССР, – это приравнивание сделки, заключаемой с помощью ЭВМ, к письменной сделке. Пример ограничительного толкования – часть 2 статьи 38 Конституции РФ устанавливает, что «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Очевидно, что в данном случае речь идет о несовершеннолетних детях, т.к. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны сами заботиться о нетрудоспособных родителях. В данном случае правовая норма становится понятной в результате использования двух способов: логического и систематического. В свою очередь разъяснение «вовне» уясняемой правовой нормы осуществляется официально, т.е. специально уполномоченным на это государственным органом. Такие разъяснения могут быть даны как при рассмотрении конкретного дела, так и при обобщении судебной практики. В соответствии со статьями 126 и 127 Конституции РФ официальные разъяснения по вопросам соответствующей судебной практики дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Так, например, приняв 27 декабря 1990 г. норму об объявлении 7 января в России (Рождество Христово) нерабочим днем, законодатель вынужден был затем разъяснить, как быть с этим нерабочим днем приверженцам других вероисповеданий (было разъяснено, что по желанию они также могут не работать в этот день). Ограничительное и расширительное толкование приводит в полную соответственность содержание правовой нормы и не совсем точную ее формулировку в нормативно - правовом акте.

Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. Задача толкования состоит в том, чтобы выяснить смысл того, что хотел сформулировать законодатель, прийти к точному пониманию сути и правоприменения закона. Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в уже действующее законодательство. уяснив норму права, толкователь не обязательно прибегает к разъяснению ее содержания. Если необходимо разъяснение правовой нормы, то оно обязательно фиксируется в форме официального акта государственного органа или иного органа, который наделен для этого специальными властными полномочиями. Высшую ступень среди них занимают акты конституционного толкования, даваемые конституционным судом. По отдельным актам конституционный суд принимает постановления, разъясняющие как нужно понимать тот или иной правовой акт или коллизию правовых актов.

Еще одна проблема – толкование правовой нормы при прямом действии Конституции. Это проблема толкования конституционных норм. Они имеют весьма общее содержание, и всегда возникает вопрос об их прямом применении к конкретным ситуациям, подходят ли эти ситуации под действие конституционной нормы. В РФ право толкования предоставлено и непосредственно законодателю - это так называемое аутентичное толкование. Так, например, Государственная Дума может прибегнуть к толкованию своих актов в виде постановлений, разъяснений. Например, Государственная Дума, приняв постановление о денонсации «Беловежских соглашений», заключенных в 1991 г., истолковала свое же постановление в особом постановлении таким образом, что, мол, юридических последствий постановление Думы не имеет. Нормативные акты в виде разъяснения могут быть даны как при рассмотрении конкретного дела, так и при обобщении судебной практики. В соответствии со статьями 126 и 127 Конституции РФ официальные разъяснения по вопросам соответствующей судебной практики дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Конкретизация при таком виде толкования ведет к формулированию также общих, нормативных положений, но более конкретных, чем те, которые сформулированы в правовой норме, особенно это касается оценочных понятий. Нормативные акты, ставшие результатом толкования, могут быть даны общественными организациями или отдельными лицами в виде рекомендаций и советов, но они не имеют формально обязательного характера. Неофициальное толкование носит и разъяснение профессионалов - адвокатов, юрисконсультов, даваемое гражданину в быту, как и разъяснения политических деятеле по тому или иному закону. Таким образом, юридической силой обладают акты толкования в виде постановлений, решений, разъяснений, данные конституционным судом, парламентским органом, высшими судебными инстанциями, если они конституционно уполномочены на толкование законов.

Юридическая практика: понятие, структура, виды. Пути совершенствования юридической практики.

Юридическая практика показывает, что в правоприменении часто приходится прибегать к буквальному толкованию юридических норм, другим способам толкования, аналогии, с пробелами в паре. В юридической практике судебным органам приходится сталкиваться с пробелами в праве. Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу. Законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. Законодательный орган раздирают политические страсти, столкновение интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают такой новизной и степенью сложности, что непонятно, как, с помощью каких правовых средств их надо регулировать. Это объективные факторы. Они ведут, как утверждают некоторые ученые, к появлению так называемых правовых вакуумов. К субъективным относятся несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п. Например, при подготовке Закона Российской Федерации о демонстрациях, шествиях, собраниях законодатели попросту забыли о такой форме протестов, как пикетирование. Или, например, в законодательстве отсутствовало понятие «наемник», а наемничество как реальное явление развилось в военных конфликтах в Югославии, Чечне. Вместе с тем недопустимым является отказ субъекту права в правосудии под предлогом несовершенства законодательства. Значит, правоприменитель должен оценить, что перед ним: пробел в праве или нежелание законодателя регулировать соответствующие общественные отношения. Но если устанавливается путем толкования, что правоприменитель имеет дело с пробелом, с правовым вакуумом, он может попытаться решить спор, рассмотреть ситуацию, применив либо аналогию права, либо аналогию закона. Юридическая практика позволяет прибегнуть к аналогии. Аналогия права – это применение права исходя из общего смысла и общих начал права, из того, что называют «ratio legis». Тут ориентирами могут быть, кроме общих положений национального права, общепризнанные принципы и нормы международного права. Общие нормы конституций, применяемые напрямую, также подчас вполне удачная форма аналогии права. А аналогия закона – это применение в «пробельной» ситуации сходной конкретной нормы права. Например, в случае с пикетированием осуществлялось применение правовых норм, регламентирующих порядок проведения демонстраций и шествий. Теория права выделяет и так называемые скрытые формы применения аналогии закона. Например, иной следователь в 30 - е годы, чтобы усилить уголовную ответственность, обвиняемому, который состоял в шайке (по терминологии прежнего уголовного законодательства), предъявлял обвинение, что тот состоял в банде. В конце 40 - х годов побег из лагеря стали квалифицировать как контрреволюционный саботаж. Такие скрытые формы, конечно, являются недопустимыми. Новый Уголовный кодекс России вообще исключает применение уголовного закона по аналогии. Разумеется, наилучший способ правового регулирования при наличии пробелов в праве заключается не в применении аналогии права или аналогии закона, а в устранении самих пробелов. Но жизнь так многогранна, что, по - видимому, проблемы в праве – это естественное явление, это объективно возникающий разрыв между правовой системой и жизнью, который и приходится «латать» с помощью специально разработанных приемов – аналогии права и аналогии закона.