Смекни!
smekni.com

Анализ практического опыта социальной работы и социального проектирования в области работы с мигрантами (стр. 3 из 5)

Большое значение для процесса социальной адаптации интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный — нелегальный) нахождения трудового мигранта. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов находится на принимающей территории нелегально. Один из существенных недостатков российской политики в области миграции заключается в сложности трансформации нелегального статуса в легальный, в целом ограничительный характер миграционной политики, хотя в последние годы в направлении предпринимаются значительные усилия. Молодые трудовые мигранты активно предпринимают усилия собственной легализации (фиктивный брак, приобретение фальшивых документов).

Нелегальный статус ставит трудового мигранта вне социума. Все его отношения с принимающим обществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений «трудовой мигрант—принимающее общество» как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности. Подавляющее большинство нелегальных молодых трудовых мигрантов в Российской Федерации оформляет трудовые отношения посредством устной договоренности, что нередко выступаетоснованием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт является большой редкостью. Часто мигранты сталкиваются с отсутствием техникибезопасности, ненормированнымрабочим днем.

В данном контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае получения производственной травмы или болезни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов стремится лечиться дома, не обращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране (городе, территории) пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, так и высокой стоимостью медицинских услуг[13].

Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов попадают в ситуацию жилищной неустроенности. Варианты стандартные: снимают квартиру, проживают в общежитии, в гостинице, в оборудованных и необорудованных вагончиках, живут у родственников. Важным компонентом жизни трудового мигранта является питание. Как правило, молодые люди стремятся сэкономить на собственном питании. Питание становится неполноценным, некачественным и несистематическим.

Молодые трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного знакомства мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации и интеграции в новый социум[14].

Другой существенной причиной, оказывающей влияние на нетерпимость принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения работу. Хотя реально проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция за рабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходит из наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, где конкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место среди трудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, как свидетельствует опыт исследований в странах ЕС. В то же время имеются секторы экономики, где конкуренция с местным населением — реальность. Но эта реальность касается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы (в том числе и в силу пониженного социального и профессионального статуса молодых трудовых мигрантов, обусловленного их нелегальным статусом, и т. Д.). В этих секторах конкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носит надуманный характер, потому что местный работник изначально в силу различных причин не желает включаться в трудовой процесс. И конкуренция возникает не в силу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому — в силу их отсутствия.

Молодые трудовые мигранты имеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества (кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории). Это объясняется в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни от государственных органов принимающей стороны, ни от структур гражданского общества. Они рассчитывают только на себя, своих ближних.

Государственная социальная поддержка молодых трудовых мигрантов направлена, в первую очередь, на оказание помощи легальным молодым мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые малопривлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроиться лишь незначительная часть трудовых молодых мигрантов (ввиду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что социальная работа с такой категорией граждан как молодые мигранты, находится на пути своего теоретического и практического становления. Но с другой стороны, видны результаты прошлых практик и лет в этой области, разрабатываются новые технологии и подходы в социальной работе с мигрантами, велика роль социального проектирования и прогнозирования в минимизации последствий растущей миграции.


2.2 Проекты, направленные на помощь мигрантам в Санкт-Петербурге

2.2.1 Трудовые мигранты из Средней Азии: проблемы и риски здоровья (2009-2010)

Координаторы: Ольга Бредникова, Елена Чикадзе.

Цель проекта - определить наиболее эффективные формы и пути информирования трудовых мигрантов о ВИЧ инфекции (способах ее распространения, предохранения, лечения и т.п.) с тем, чтобы способствовать снижению уровня заражения ВИЧ и ИППП среди мигрантов и членов их семей. В задачи проекта входит сбор информации и анализ следующих тем: сексуальное поведение трудовых мигрантов из Средней Азии; отношение мигрантов к здоровью и практики лечения; уровень информированности о ВИЧ/СПИДе; пути передачи информации и авторитеты в среде трудовых мигрантов.

Исследование проводится методом наблюдения и интервьюирования в Санкт-Петербурге, Кыргызстане и Таджикистане.

Участники проекта от ЦНСИ: Ольга Бредникова, Елена Чикадзе.

Проект поддержан Датской церковной помощью[15].

2.2.2 Экономические мигранты из Центральной Азии: исследование трансформации идентичности, норм поведения и типов социальных связей (2007-2008)

Координаторы: Сергей Абашин (Институт этнографии и антропологии РАН, Москва), Елена Чикадзе(ЦНСИ).

Международный проект был направлен на изучение экономической миграции из Узбекистана в Россию и в Казахстан.

Цель проекта - исследовать процесс формирования нового трансграничного сообщества, которое складывается на пересечении разных социальных, политических и культурных пространств. В фокусе исследования - мотивации и стратегии поведения иммигрантов, их социальные сети и идентификации, практики сегрегации и/или интеграции в "принимающее общество", а также обратное влияние, которое оказывает мигрантский опыт на социальные нормы и институты центральноазиатского общества.

Основной метод сбора информации - глубинное интервью. В завершение проекта 13 марта 2008 года в ЦНСИ был проведен семинар 'Экономические мигранты из Центральной Азии' с участием исследователей из Петербурга, Москвы, Казани и Пскова.

Участница проекта от ЦНСИ: Елена Чикадзе.

Проект поддержан Институтом "Открытое общество".

2.2.3 "Номадический дом": концепция "дома" в ситуации миграции (на примере женщин-гастарбайтеров Санкт- Петербурга) (2005-2006)

Проект был нацелен на изучение трансформации восприятия домашнего пространства, а также правил и способов его организации в ситуации миграции. В фокусе внимания исследователей - женщины, прибывшие в Санкт-Петербург в качестве гастарбайтеров с постсоветского пространства более трех лет назад и работающие по найму в сфере мелкой розничной торговли на продуктовых рынках города. В исследовании применялись метод наблюдения, в том числе за повседневной жизнью мигранток, и глубинные проблемно-ориентированные интервью, в которых обсуждались жизненные траектории женщин. По результатам проекта опубликован ряд статей.

Исследователи: Ольга Бредникова, Ольга Ткач.

Проект поддержан Фондом имени Генриха Бёлля и ЦНСИ[16].


2.2.4 Программы профилактики ВИЧ среди трудовых мигрантов

В 2007 году Открытым Институтом Здоровья было поддержано новое направление деятельности— профилактика ВИЧ среди мигрантов. До начала практической работы проектов среди данной целевой группы была проведена экспресс-оценка ситуации (ЭОС), целью которой было выявить основные потребности целевой группы, степень распространенности рискованных поведенческих практик и определить основные направления и приоритеты деятельности профилактических проектов, а также адекватность их внедрения в выбранных городах[17].