Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ путей формирования и отличительные черты основных правовых семей (стр. 5 из 6)

Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Существует несколько тысяч каст и подкаст. Традиционно выделяются 4 большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен. Каждая каста обладает своей «чистотой», которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст. Так дела обстояли до 1949 г., когда вышел Закон о действительности индусских браков, который утверждал, что брак, заключенный между представителями разных сект, каст, религий, признается действительным.

На основе положений индийской Конституции 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, и сегодня придерживаются традиционных правил поведения.

Классическая индусская система права – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Смрити были записаны в разное время разными авторами, пытавшимися учесть более поздние обычаи, чем и объясняются различия в их тестах.

Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила не делают четкого различения между требованиями религии, морали и права.

Дхармашастры – обширные своды правил дхарма, которые приписываются известным ученым. Из этих творений особенно хорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II века до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. В дхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которые можно назвать юридическими. Дхармашастры обычно называют кодексами или законами. Но слово «дхарма» далеко не соответствует слову «закон». Дхарма – сложное, не имеющее никаких аналогий в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно означает всеобщий порядок в мире, пронизывающий и организующий всю живую и неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма – это долг, обязанности, правила поведения, образ жизни идеально благочестивого и добродетельного индуса. Понятие «дхарма» охватывает своим значением одновременно и правовые, и религиозные, и моральные феномены.

В индусском праве существует две главные школы: Митакшара и Дайябхата. Эти школы господствуют в определенных географических районах: школа Дайябхата преобладает в Бенгалии и Ассаме, школа Митакшара – в Индии и Пакистане.

Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регион, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права.

2. Влияние английского общего права на индусское право

Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была создана своя самобытная правовая культура. Созданные английские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права.

В области собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. В области семейного наследственного права все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и других обычаев и институтов, решались в соответствии с нормами индусского права. Британским судьям было нелегко применять нормы, которых вначале они вообще не знали. Поэтому к судам прикрепили пандидов – образованных индусов, у которых судьи могли получить информацию по тому или иному вопросу. От такой практики отказались в 1864 г. К тому времени судьи приобрели опыт, увеличилось число книг по вопросам права и, что самое главное, накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента, свойственное английскому общему праву, далеко от традиций индусского права. В Индии прецедентное право вступило в сложное взаимодействие нормами индусского и мусульманского права.

Несмотря на влияние английского права, полного вытеснения индусского права не произошло и отдельные его традиционные нормы и институты продолжали действовать. Это прежде всего относится к регламентации личного статуса, охватывающей следующие области: брачные и внебрачные дети; несовершеннолетние и опекунство; брак и развод; разделы семейного имущества; наследование; религиозные пожертвования; дамбупат; бенами; неделимое имущество. Дамбупат – чисто индусская правовая норма, направленная на защиту должников. Под бенами понимаются сделки, в которых одно лицо покупает или передает имущество от имени другого лица (бенамидара), являющегося лишь доверенным лицам владельца и получающего доход или выгоду от результатов такой деятельности.

Сформировавшись еще в древности и пройдя длительный, двухтысячелетний путь, стоического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества.


3. Современное индусское право

В ходе борьбы за национальную независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, и вскоре после провозглашения государственной независимости в 1949 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект Индусского кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил проект был снят с повестки дня и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым в 1955 г. вступил в силу закон о браке. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: закон о несовершеннолетних и опекунстве, закон о наследовании, закон об усыновлении и о выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к 80-м годам XX в. была проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются теперь прежде всего новыми законами и прецедентами.

Впоследствии произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнен в правах с законнорожденным. Была запрещена полигамия (которая, впрочем, никогда не была широко распространена среди индусов), узаконен развод по суду, реформировано наследственное право в сторону прав женщин, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин.

Каста может накладывать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

Под современным индусским правом понимают личное право индусов, видоизмененное законами и обычаем, еще действующее, например, в Бирме, Малайзии, Сингапуре. Индусское право применяется непосредственно и косвенно в выше указанных странах и в Восточной Африке, где оно также изменено законодательством (Кения, Уганда).

Современное индусское право используется при рассмотрении следующих вопросов: 1) семейное право – законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследование имущества, в том числе неделимого, его родственниками; 2) семейные общественные вопросы – религиозные и благотворительные пожертвования; 3) вопросы чисто общественного характера – дамбупат, преимущественное право на покупку, клятвы, операции бенами и (в незначительной степени) передача имущества посредством завещания или другого документа; 4) кастовое право и отлучение. Индусские концепции сохранились также в концепции государственного землевладения.


Заключение

Географическое положение русского государства, а также сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию одной из характерных черт русского права – слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России и присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.

Последнее десятилетие XX в. характеризуется почти полным исчезновением с юридической карты мира социалистического типа права. Одна из главных тенденций развития права в социалистических странах – его сближение с другими правовыми семьями. Применительно к России эта особенность проявляется в сближении российского права с романо-германской правовой семьей.

По своим основным юридическим классификационным признакам российское право всегда относилось к романо-германской правовой семье и продолжает оставаться таковым. Об этом свидетельствуют кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства.