Смекни!
smekni.com

Потерпевший от преступления (стр. 2 из 3)

Если потерпевшим будет признано юридическое лицо, его интересы должен защищать представитель на основании выданной ему по правилам ст.185-189 ГК РФ доверенности.

Если потерпевшим является несовершеннолетний или лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не может осуществлять предоставленные ему законом права (например, инвалид; человек с задержкой психического развития; прикованный к постели человек, не признанный инвалидом) , то в деле должно быть обеспечено право его представителя. [4]

4. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве

В соответствии с частью 1 статьи 2 Уголовного кодекса Российской Федерации задачами Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Задачу охраны указанных объектов уголовное право осуществляет, прежде всего, определяя, что является преступлением и в каком случае наступает уголовная ответственность. основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего в себе все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК РФ).

Состав преступления – это такая система объективных и субъективных признаков, которые являются необходимыми и достаточными для признания лица совершившим определенного рода преступление[5].

Как известно, состав преступления включает в себя определенные признаки. Свойства личности потерпевшего от преступления в число этих признаков не попадают, хотя для привлечения к уголовной ответственности за некоторые преступления (например, за убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности) необходимо четко установить те свойства потерпевшего, которые указаны в статье Особенной части УК РФ. Более того, ошибка лица, совершившего преступление, в свойствах личности потерпевшего, в некоторых случаях может повлечь изменение квалификации содеянного.

Кроме того, некоторые ученые, небезосновательно, по моему мнению, заявляют о том, что лицо, пострадавшее от преступления, должно признаваться субъектом (сосубъектом) уголовного правоотношения[6].

В настоящее время достаточно устоявшимся является положение о том, что субъектами уголовного правоотношения являются лицо, действительно, совершившее преступление, с одной стороны, и, государство, с другой. Именно государство обладает правом применить к лицу, совершившему преступление, меры принуждения, а не лицу, которому этим преступлением причинен какой-либо вред, так как нарушая права и интересы отдельного человека, преступник нарушает интересы всего государства.

Следует согласиться с мнением о том, что, устанавливая уголовную ответственность за то или иное вредоносное деяние, государство делает это, в конечном итоге, ради защиты человека, его потребностей и интересов[7].

Можно, таким образом, сделать вывод о том, что государство как субъект уголовного правоотношения представляет, защищает интересы, в первую очередь, конкретного потерпевшего, а в целом – всего общества. В данном случае государство само решает, как наказать преступника за те страдания, которые они причинил потерпевшему.

Уголовное право является публичной отраслью права, а потому конкретный потерпевший не обладает в рамках уголовного правоотношения какими-либо полномочиями. Это незыблемое правило можно поставить под сомнение только лишь в одном случае – в случае применения ст. 76 УК РФ. Указанная норма предусматривает возможность освобождения виновного в преступлении в том случае, если он примирился с виновным.

Не вызывает сомнения тот факт, что в случае освобождения виновного от уголовной ответственности по ст. 76 УК РФ уголовное правоотношение закончится. Следовательно, в такой ситуации от мнения потерпевшего зависит, будет продолжаться или нет уголовное правоотношение. Несмотря на то, что окончательное решение принимает компетентный орган, выступающий от имени государства, позиция потерпевшего от преступления является основополагающей. Кроме этой нормы в уголовном законе не содержится иных положений, свидетельствующих о том, что от воли потерпевшего зависит развитие или прекращение уголовного правоотношения.

Однако все изложенное позволяет поставить закономерный вопрос: признается ли потерпевший субъектом уголовного правоотношения или необходимо говорить об исключительном случае наделения потерпевшего правом высказывания своего мнения относительно прекращения уголовного правоотношения.

Первый вариант является более обоснованным. Если исходить из определения уголовного правоотношения как отношений между государством, выступающим в лице органов правосудия и преступником по поводу совершенного последним общественно опасного деяния – преступления и уголовной ответственности виновного за содеянное[8], то потерпевший напрямую осуществляет действия, связанные с привлечением виновного к уголовной ответственности, точнее – с освобождением от нее. Естественно, что такие действия являются следствием совершенного лицом общественно опасного деяния. Сущность обязанностей и прав государства как субъекта уголовного правоотношения заключается в том, что государство имеет право и обязано, в установленном законом порядке, привлечь виновного к уголовной ответственности и применить к виновному наказание, предусмотренное законом за данное преступление[9].

Принимая уголовный закон, государство само определило, что при применении ст. 76 УК РФ для реализации указанной обязанности (права), требуется мнение потерпевшего, т.е. «уступило» ему часть своих правомочий. Все это, позволяет сделать вывод о том, что потерпевшего следует признать субъектом уголовного правоотношения.[10]

потерпевший преступление защита


5. Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике

За последние пять лет общее количество зарегистрированных преступлений выросло в России в два с лишним раза по сравнению с предыдущей "пятилеткой". Материальный ущерб от этих преступлений увеличился троекратно. Ежегодно жертвами преступлений становятся до 4 миллионов человек. Приводя эти тревожные показатели, следует иметь в виду, что речь идет лишь о данных официальной статистики, не учитывающей латентную преступность. Между тем, по оценкам экспертов, на одно зарегистрированное преступление в России приходится четыре незарегистрированных.

Проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60 процентов лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверены в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказалась от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще.[11]

Одним словом, потерпевшие весьма слабо верят в эффективность и справедливость правосудия, в его способность защитить их права и изобличить преступников. Защита прав потерпевших в уголовном судопроизводстве регламентируется Федеральным законом от 20.08.04 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", вступившим в силу 1 января 2005 года. Законом установлены принципы осуществления и виды государственной защиты потерпевших, включающие меры обеспечения их безопасности и социальной поддержки, определены как порядок применения этих мер, так и органы, за них ответственные. Все бы хорошо, но только на практике указанный закон фактически не работает. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.06 N 200 в целях реализации указанного закона утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы". Разработаны основные мероприятия программы и механизм их исполнения, распределены затраты между ее участниками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.06 N 630 утверждены Правила, регулирующие применение отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В приложениях к Правилам содержатся формы постановления об избрании меры безопасности, уведомления об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица и предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении него мерах безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 664 утверждены Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты. Правила определяют размеры и порядок выплаты единовременных пособий защищаемым лицам, а в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве - членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.07 N 134 утверждены Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Правила устанавливают порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты защищаемых лиц, включая основания для защиты сведений и порядок действий органов, осуществляющих меры безопасности, по защите конфиденциального характера сведений.