Смекни!
smekni.com

Расследование военных преступлений (стр. 7 из 13)

– когда и при каких обстоятельствах обнаружен факт совершения кражи;

– что из личных вещей потерпевшего и членов его семьи похищено (наименование, количество, отличительные признаки, стоимость, место и время приобретения вещей; где они хранились, имеются ли документы на приобретение, их фотографии, упаковочные материалы);

– какие меры предосторожности предпринимались потерпевшим и его соседями в целях защиты от преступлений (наличие и эффективность работы кодовых замков и переговорных устройств в подъезде, дежурство жильцов, применение дверных «глазков» и сигнализации, количество и система запорных устройств на дверях, конструкция двери, наличие собаки у потерпевшего или соседей);

– каков обычный распорядок дня семьи потерпевшего и его соседей и каков он был в день кражи;

– какие изменения произошли в квартире (помещении) после кражи, не обнаружены ли в ней вещи, не принадлежащие потерпевшему и членам его семьи;

– кого подозревает потерпевший в совершении кражи и на чем основываются эти показания;

– кто мог быть, по мнению потерпевшего, очевидцем кражи;

– не замечал ли потерпевший до совершения кражи каких-либо подозрительных лиц у своего дома или квартиры (их приметы и характер действий)[25].

Особое внимание при допросе потерпевшего следует уделять правильности и точности описания похищенного имущества в целях облегчения его розыска. Не менее важно в протоколах допросов как потерпевших, так и свидетелей подробно описывать внешние признаки тех лиц, которые могут быть заподозрены в совершении кражи. Для этого необходимо пользоваться рекомендациями, разработанными криминалистической наукой и изложенными в практических пособиях для следователей, оперативных работников и сотрудников других служб органов внутренних дел.

К числу свидетелей, допрос которых может дать ценные сведения о краже, следует отнести ее очевидцев; лиц, первыми обнаруживших преступление; задержавших вора с поличным[26].

Если допрашиваемый видел преступника, принимал участие в его задержании, необходимо подробно выяснить, что именно первоначально привлекло внимание свидетеля, каков был характер действий подозреваемого, что предпринял свидетель для пресечения преступления. При допросе нужно установить приметы и количество преступников (если все они или хотя бы кто-то из них скрылся), получить описание использованных ими транспортных средств, отразить в протоколе конкретные действия воров при их преследовании и задержании, содержание их объяснений, наличие попыток избавиться от краденого и орудий преступления.

Других свидетелей по делу следует искать среди жильцов близлежащих домов, квартир и торговых точек, работников коммунальных служб, сотрудников других расположенных поблизости организаций и учреждений.

Лицо, подозреваемое в краже, может быть установлено в результате показаний потерпевшего и свидетелей, после проверки выявленных на месте происшествия следов по криминалистическим учетам, из признательных показаний других подозреваемых или обвиняемых, по итогам проведения оперативно-розыскных мероприятий, в ходе преследования по горячим следам, при явке с повинной.

После задержания подозреваемый должен быть подвергнут личному обыску, который проводится с соблюдением необходимых мер предосторожности, поскольку задержанный может оказаться вооруженным, попытаться оказать сопротивление, уничтожить или незаметно выбросить предметы, связанные с кражей и изобличающие его. В присутствии понятых в начале личного обыска задержанному предлагается сообщить, какие вещи и ценности имеются при нем, в его носильных вещах, принадлежат ли они ему. В протокол должны быть занесены как можно более полные ответы (в каких купюрах деньги; количество, цвет, размер и фасон одежды в чемоданах; марка фотоаппарата и наличие в нем фотопленки; место, время и стоимость приобретения ювелирных изделий и т. д.)[27].

При личном обыске изъятию с подробным описанием в протоколе подлежат орудия и вспомогательные средства совершения преступления (отмычки, ломики, перчатки, аэрозоли, шпагаты), похищенные вещи, черновые записи и записные книжки, личные документы, холодное и огнестрельное оружие. Следователь также решает вопрос о необходимости изъятия у подозреваемого обуви и одежды для дальнейшего их экспертного исследования.

Освидетельствование проводится для обнаружения следов, оставшихся после совершения кражи на теле подозреваемого. Выявлению и фиксации подлежат свежие раны, шрамы и ожоги, следы краски и металла на руках, микрочастицы, попавшие на другие части тела. Не исключено, что на теле могут быть спрятаны орудия преступления (отмычки, бритвы, пинцеты, крючки), а также похищенное имущество – небольшие по размерам предметы, включая ювелирные изделия, драгоценные камни. В ходе освидетельствования могут быть отмечены и другие факты, имеющие значение для расследования обстоятельств кражи: так, установлено, что профессиональные воры-карманники наряду с карточными мошенниками практикуют срезание (стачивание) верхнего слоя кожи пальцев рук – в целях повышения их чувствительности. Наличие у подозреваемого татуировок, их содержание могут в ряде случаев свидетельствовать о наличии криминального опыта и преступной специализации.

Закон требует немедленного допроса подозреваемого после его задержания или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. В ходе допроса допрашиваемому предлагается в форме свободного рассказа дать свои объяснения по поводу выдвинутых против него подозрений, а также ответить на поставленные следователем дополнительные вопросы. Тактика допроса строится в зависимости от наличия и характера собранных доказательств, позиции подозреваемого и его соучастников, а также других обстоятельств дела. Если подозреваемый признает факт совершения им кражи, необходимо в ходе допроса выяснить, почему выбран именно данный объект посягательства, как осуществлялась подготовка к краже, количество соучастников и роль каждого из них, обстоятельства совершения кражи, маршруты отхода, места хранения или сбыта краденого. Полученные таким образом данные подлежат незамедлительной проверке в целях собирания дополнительных доказательств, задержания и изобличения других сообщников, розыска похищенного имущества. В ходе такого допроса целесообразно применять звуко – или видеозапись. Полученные сведения могут найти подкрепление посредством такого следственного действия, как проверка и уточнение показаний на месте.

В других случаях подозреваемый может избрать тактику отрицания своей вины, выдвижения ложного алиби, оговора других лиц, отказа от дачи показаний. Если подозреваемый дает ложные показания, ему могут быть предложены для ознакомления заключения экспертиз, подтверждающие факт его нахождения на месте преступления, протоколы обысков с обнаружением у него дома краденого, видеозапись показаний других соучастников, признавшихся в краже. Эффективный результат в этих случаях может быть достигнут путем производства опознания подозреваемого очевидцами и проведения очных ставок со свидетелями и признающими свою вину соучастниками.

В то же время значительные усилия должны быть направлены следователем на проверку алиби подозреваемого, поскольку он может оказаться непричастным к краже, став жертвой оговора или случайного стечения обстоятельств[28].

В зависимости от следственной ситуации, сложившейся по делу, на первоначальном этапе расследования могут также проводиться обыск и выемка по месту работы или жительства подозреваемого. Большое значение имеют и судебные экспертизы, назначение и производство которых позволяет проводить целый круг исследований диагностического и идентификационного характера в отношении следов, оставленных преступниками (рук, ног, одежды), орудий взлома (повреждений на замках, дверях, стенах), транспортных средств и т. д. В настоящее время большие возможности для установления обстоятельств совершения краж предоставляют следователям материаловедческие экспертизы микрочастиц веществ, обнаруженных на месте происшествия; идентификационные исследования следов биологического происхождения (крови, слюны, других выделений); почвоведческие экспертизы по определению единого источника происхождения частиц почвы.

Целеустремленность и наступательность первоначального этапа расследования является залогом объективного, полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, правильного применения закона к лицам, совершившим преступление, возмещения причиненного ущерба и устранения причин и условий, способствовавших краже[29].

Существенным фактором данного этапа становится возможность предварительной подготовки следственных действий, тщательного и глубокого изучения личности обвиняемого с тем, чтобы своевременно выбрать момент проведения тех или иных действий. Последовательность проведения и сам их выбор в значительной мере определяются характером следственной ситуации, возникающей после первоначального этапа расследования.

Первая ситуация складывается при наличии достаточно полных данных, зафиксированных на предыдущем этапе и образующих базу доказывания всех необходимых обстоятельств и этапов преступной деятельности, а также представление всех доказательств, изобличающих лицо, которое совершило кражу и не отрицает своей вины. У следователя отсутствуют какие-либо сведения о ранее совершенных обвиняемым в иных преступлениях. В силу этого его основная задача заключается в проверке и оценке полученных доказательств, а также имеющейся информации, зафиксированной при допросе обвиняемого.

Вторая ситуация характеризуется тем, что полученных на первоначальном этапе расследования доказательств вполне достаточно для предъявления обвинения и изобличения лица, совершившего кражу, но данное лицо не признает себя виновным. В этой ситуации основная задача следователя состоит в проверке доводов обвиняемого, выдвинутых в свою защиту, и опровержении занятой им позиции на основе собранных доказательств.