Смекни!
smekni.com

Тактические особенности предъявления для опознания живых лиц (стр. 2 из 5)

Предъявление для опознания встречается в следственной практике в различных видах, которые принято классифицировать. Наиболее часто в литературе предлагаются два вида классификаций, которые мы и рассмотрим в данной работе.

В зависимости от объекта, Закон выделяет три вида следственных действий по предъявлению для опознания: опознание трупа, предмета и живых лиц. При этом предметы, предъявляемые для опознания столь многообразны, что тактика их предъявления для опознания различна в зависимости от качественных характеристик предмета, что и отмечается различными криминалистами.[8] Поэтому представляется возможным выделить как отдельные виды объектов, а, значит, и как отдельные виды следственного действия по предъявлению для опознания следующие предметы: фотоснимки живых лиц, животных, знаковые системы, документы, элементы местности и находящиеся на ней неподвижные объекты. Отметим, что вопрос о включении в приведённую классификацию элементов местности и неподвижный объектов на местности является спорным. К.юр.н. А.В.Победкин и к.юр.н. В.Н.Яшин считают, что при предъявлении для опознания местности и строений «нет возможности обеспечить выполнение процессуальных правил этого следственного действия»[9], поэтому в данном случае целесообразнее проводить проверку показаний на месте. На наш взгляд, подобное утверждение не совсем верно, так как условия для обеспечения процессуальных правил имеются, от следователя лишь требуется весьма тщательно продумать и подготовить план подготовительных действий. Так, например, предъявление для опознания строения или участка местности задача по обеспечению правил сводится к изысканию как минимум ещё двух похожих объектов, что не представляется неосуществимой задачей. При этом возможны случаи, когда требуется именно опознание участка местности, а никак не проверка показаний на местности, которая производится в месте, определяемом субъектом следственного действия, и проходит в другом процессуальном порядке. Например, «лицо, изобличённое в совершении серии квартирных краж, изъявляет желание показать обворованные им квартиры, ещё неизвестные следствию, но не помнит их точного адреса – только местонахождение».[10] Основываясь на вышесказанном, считаем, вопреки мнению А.В.Победкина и В.Н.Яшина, правильным включение в классификацию видов предъявления для опознания по объекту предъявления для опознания участков местности или неподвижных объектов на местности.

Помимо этого, отметим особенность предъявления для опознания животных как вида предъявления для опознания предметов. Животные могут быть предъявлены для опознания только в тех случаях, когда у него имеется комплекс признаков, позволяющих его индивидуализировать. Р.С.Белкин среди таких признаков называет, например, окрас, броские приметы, клеймо.[11]

Вторая из наиболее часто приводимых в литературе классификаций предъявления для опознания – по субъекту. Равно как и вышерассмотренная, данная классификация имеет законодательное основание. Так, объект опознания может предъявляться «свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому»[12]. Заметим, что наиболее часто субъектом предъявления для опознания являются свидетель или потерпевший, так как опознание именно этими категориями лиц зачастую необходимо для успешного расследования дела. Но предъявление для опознания подозреваемому или обвиняемому не только теоретически предусмотрено в Законе, но и возможно на практике. Так, профессор Р.С.Белкин отмечает возможность предъявления для опознания лицу, обвиняемому в получении взяток лиц, дававших ему взятки.[13]

Кроме того, необходимо отметить и разновидности предъявления для опознания в зависимости от стадии уголовного процесса. Н.Н.Гапанович отмечает два вида рассматриваемого следственного действия в соответствии с указанным основанием: опознание при расследовании преступления и опознание в суде.

Таким образом, следственное действие по предъявлению для опознания видоизменяется в зависимости от объекта и субъекта опознания, а также в зависимости от стадии уголовного процесса, на которой проводится, и заключается в сложном психологическом механизме по мысленному сопоставлению образа, видимого в данный момент времени с образом, виденным ранее и содержит в себе совокупность регламентированных законодательством действий, обязательных к исполнению.

2. Подготовка к предъявлению для опознания

Для решения вопроса о целесообразности проведения предъявления для опознания необходимо провести допрос лица об обстоятельствах, при которых оно наблюдало объект, предъявляемый для опознания. Отметим, что Верховный Суд РФ рассматривает упущение следователя, предварительно не допросившего лицо обо всех подробностях обстоятельств наблюдения опознаваемого, приметах, по которым возможно опознание и иных вопросах, имеющих значение для расследуемого дела, как грубое нарушение уголовно-процессуального законодательства.[14] Помимо законодательного закрепления данной нормы в ч.2 ст.193 УПК РФ, обязательность предварительного допроса обуславливается и требованиями тактики предъявления для опознания.

Сущность предварительного допроса сводится к уяснению вопроса о сохранении в памяти опознающего образа объекта, который ему будет необходимо опознать. Помимо этого выясняется, какие именно признаки опознающий запомнил наиболее отчётливо. Схема построения допроса аналогична составлению словесного портрета. Отличие лишь одно – не рекомендуется употреблять на допросе терминологию словесного портрета, так как она может быть неизвестна опознающему, а различие понимания того или иного термина и его истинного значения с большой степенью вероятности приведёт к ошибке. Во время допроса, прося опознающего вспомнить и охарактеризовать максимально возможное количество признаков, следователь действует по принципу «от общего к частному». То есть, сначала необходимо отметить пол, приблизительный возраст и рост, затем – телосложение, осанку, после этого внимание уделяется отдельным частям тела, одежде. Особо внимательно следует подходить к описанию броских примет – шрамов, родимых пятен и т.д. Подобная тактика описания признаков наблюдаемого лица позволяет опознающему максимально возможно вспомнить наблюдавшийся объект и по возможности успокоиться. Успокоение достигается осознанием правильности ответов на первые, наиболее лёгкие при вспоминании, вопросы, такие как вопрос о половой принадлежности.

Решение об отсутствии необходимости проведения предъявления для опознания принимается в том случае, если допрашиваемый заявляет о том, что не помнит объект, который предполагается предъявить для опознания.

Допрос, предшествующий предъявлению для опознания – не только следственное действие, но и сложный комплекс психологических методов, которыми следователь должен владеть и которые должен уметь правильно применять для оказания помощи допрашиваемому в припоминании забытого. Подобная помощь необходима, так как наблюдение предъявляемого для опознания объекта зачастую происходит в обстановке, не способствующей запоминанию. Либо мешают посторонние шумы, звуки, объекты, либо временной промежуток, в течение которого происходит наблюдение, весьма мал. Кроме того, наблюдающий подвергается воздействию ряда субъективных факторов. Например, таких как волнение. Задача предъявляющего для опознания – способствовать снижению до минимума влияния на воссоздание в памяти ранее наблюдаемого объекта вышеуказанных факторов, для чего необходимо правильно эти факторы определить. При этом следует помнить, что в случае большого волнения опознающего, если следователю не удалось благоприятно воздействовать на лицо с целью сведения к минимуму его переживаний, или в случае психических недостатков опознающего, проводить предъявление для опознания не следует. В подобной ситуации велика вероятность того, что опознающий вообще не сможет правильно соотнести опознаваемое лицо с ранее наблюдавшимся. Отметим и ещё один аспект, в связи с которым проведение предъявления для опознания нецелесообразно. Возможны случаи, когда опознаваемое лицо существенно изменяет внешность. В этом случае практиками рекомендуется производить предъявление для опознания по фотокарточке.[15]

Чаще всего, первый допрос не позволяет выяснить все приметы виденного допрашиваемым объекта. В таких случаях целесообразно провести повторный допрос, специально направленный на выяснение примет. При этом не исключаются случаи, когда и на повторном допросе опознающий называет все индивидуальные признаки объекта, который будет предъявлен для опознания, а при последующем наблюдении объекта эти признаки вспоминаются и называются. Подобное явление не следует квалифицировать как противоречие в показаниях, так как психология объясняет такой процесс невозможностью отдельных лиц «вспомнить и назвать все признаки объекта без его непосредственного восприятия»[16].

Также отметим, что следователю необходима особая психологическая подготовка в тех случаях, когда опознающими являются подозреваемый и обвиняемый. Данные категории лиц при допросах зачастую занимают позицию обороны и не дают в отношении себя показаний. Поэтому следователь прежде всего решает задачу изменения линии поведения допрашиваемого. При преодолении негативной установки подозреваемого и обвиняемого тактика допроса сводится к выяснению необходимых для проведения предъявления для опознания вопросов.