Смекни!
smekni.com

Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

1. Понятие и причины нарушений уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания

2. Виды нарушений уголовно-процессуальных норм допускаемых органами дознания

3. Средства предупреждения и устранения нарушений уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания

Задача № 1.

Задача № 2.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В условиях продолжающейся судебно-правовой реформы в России серьезные изменения затрагивают сферу правового регулирования всего уголовного судопроизводства, в том числе досудебной его части.

На протяжении всего времени своего существования дознание всегда считалось более упрощенной формой предварительного расследования, чем предварительное следствие.

В 2001 году вновь принятый уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК), представил новую модель дознания, в большей мере отвечающую современной правовой идеологии, однако, несмотря на нормативную эволюцию дознания, его новую процедуру, выраженную в первоначальной редакции УПК РФ, нельзя было признать безупречной.

Правоприменительная практика свидетельствовала о наличии большого количества негативных проблем, отражавшихся на результатах работы органов дознания и органов предварительного следствия.

Однако многие положения действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по-прежнему вызывают негативные оценки со стороны учёных и правоприменителей, в том числе и те нормы, которые регулируют правоотношения в ходе предварительного расследования по уголовным делам.

Последние коррективы, внесенные в УПК РФ, хотя и были успешны в плане совершенствования института дознания, тем не менее, дали повод пересмотреть целый пласт теоретических разработок, обозначили новые проблемы, которые ранее не могли возникнуть в силу нормативных причин. Много концептуальных вопросов, в том числе связанных с организацией дознания, порядком его производства остаются еще нерешенными либо вызывают противоречивое толкование на практике. Предлагаемые пути решения некоторых вопросов имеют спорный характер. Таким образом, в настоящее время проблемы института дознания нельзя признать разрешенными.


1. Понятие и причины нарушений уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания

Законность в отраслевом значении есть требование соблюдения буквы и формы закона, она является одним из принципов права. Укрепление законности всегда находилось в центре внимания высших и местных органов государственной власти и управления, ученых и общественности. Обеспечение законности при расследовании уголовных дел составляет основную функцию должностных лиц, участвующих в досудебном производстве, что, в свою очередь, является одной из важнейших процессуальных гарантий.

К сожалению, еще встречаются факты нарушения уголовно-процессуального законодательства со стороны этих лиц: фальсификация материалов проверок по сообщениям о преступлениях, халатное отношение к служебным обязанностям, взяточничество, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, незаконные задержания по подозрению в совершении преступления и т.п.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в нашей стране продолжает оставаться значительным число сотрудников правоохранительных органов, привлеченных к ответственности за должностные преступления и преступления против правосудия.

В 2004 г. 2079 сотрудников органов внутренних дел было привлечено к уголовной ответственности за должностные преступления и преступления против правосудия, что составляет 56,8 % от общего количества сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности за различные виды преступлений; в 2005 г. - 3147 сотрудников, или 73,2 % соответственно; в 2006 г. - 2813 сотрудников, или 70 %; в 2007 г. - 3414 сотрудников, или 65,9 %.

За нарушения законности в 2004 г. 16,3 тыс. сотрудников органов внутренних дел было привлечено к дисциплинарной ответственности, в 2005 г. их число возросло до 24,4 тыс., в 2006 г. число привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения законности достигло 25,7 тыс. сотрудников, в 2007 г. этот показатель снизился всего на 3,4 %, однако остался очень высоким - более 24,8 тыс. сотрудников[1].

До настоящего времени не существует единой практики по привлечению субъектов, обеспечивающих законность в досудебном производстве, как к уголовной, так и к дисциплинарной ответственности за нарушения уголовно-процессуального закона.

Представление об уголовно-процессуальных правонарушениях еще не сформировано, что приводит к серьезным упущениям в работе правоохранительных органов. Непонимание сущности ответственности за их совершение влечет за собой объективное вменение (ответственность без вины), использование неправовых категорий для определения юридических составов правонарушений, компрометацию правопослушных сотрудников как правонарушителей. Все это необоснованно повышает уровень напряженности в деятельности правоохранительных органов, увеличивает текучесть кадров, делает людей безынициативными.

До настоящего времени уголовно-процессуальные правонарушения субъектов, обеспечивающих законность в досудебном производстве, определялись и определяются ведомственными нормативными актами, нет единого механизма привлечения к ответственности за их совершение, а следовательно, нельзя вести речь о качественной организации профилактических мероприятий. Для того чтобы эффективно противостоять этому, работникам правоохранительных органов необходимо обладать глубокими знаниями сущности уголовно-процессуальных правонарушений, их причин и путей преодоления, ответственности за их совершение и механизм возложения такой ответственности.

В учебной литературе по уголовному процессу мы находим следующее определение: уголовно-процессуальное правонарушение - это выразившееся в нарушении норм (нормы) уголовно-процессуального права, прямо закрепленное (не просто запрещенное) в законе, виновное, общественно вредное (или общественно опасное для преступлений) деяние деликтоспособного субъекта, влекущее меры восстановления правопорядка, ретроспективную юридическую ответственность и применение негативных юридических санкций как уголовно-процессуальной, так и иной отраслевой принадлежности[2].

Это определение, на наш взгляд, наиболее полно отражает признаки и сущность уголовно-процессуальных правонарушений. Понятие уголовно-процессуального правонарушения должно быть закреплено законодательно в ч. 1 ст. 5 УПК РФ для более четкого его понимания и применения в практической деятельности. Только за его совершение может наступать предусмотренная законом ответственность.

Специфическими признаками уголовно-процессуальных правонарушений субъектов, обеспечивающих законность в досудебном производстве, являются:

а) совершение их специальными субъектами (должностными лицами государственных органов, уполномоченных уголовно-процессуальным законодательством осуществлять досудебное производство );

б) совершение только общественно вредных (общественно опасных) деяний, связанных с использованием своих полномочий, лишь благодаря занимаемому служебному положению;

в) посягательство на нормальную деятельность правоохранительных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Субъекты, обеспечивающие законность в досудебном производстве, - это государственные правоохранительные органы (коллективные субъекты) и должностные лица этих органов (индивидуальные субъекты), применяющие уголовно-процессуальный закон в досудебном производстве. Таковыми согласно действующему законодательству являются орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, прокурор и судья в предусмотренных законом случаях (например, рассмотрения жалоб на действия или решения (дознавателя) и т.п.).

Объект уголовно-процессуального правонарушения - нормальное функционирование органов, осуществляющих уголовное судопроизводство в целом и органов дознания, в частности. Основное содержание их деятельности - охранять законные права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ, а в случае нарушения привлекать виновных к уголовной ответственности.

Объективная сторона уголовно-процессуальных правонарушений выражается в различных формах противодействия надлежащему функционированию органов, осуществляющих досудебное производство, и может быть как действием, так и бездействием. Уголовно-процессуальные правонарушения совершаются как с использованием служебных полномочий, так и благодаря занимаемому виновным служебному положению и вопреки (во вред) интересам службы.

Уголовно-процессуальное правонарушение признается таковым только при наличии существенного нарушения уголовно-процессуального закона. Нарушения уголовно-процессуального закона признаются существенными, если при этом были нарушены гарантированные законом права участников уголовного судопроизводства, что привело или могло привести к отмене принятого решения, направлению уголовного дела для дополнительного расследования или к признанию доказательств недопустимыми, и повлияло или могло повлиять на принятие законного и обоснованного итогового решения по делу.

Необходимо также отграничивать характер последствий уголовно-процессуального правонарушения и несущественного виновного нарушения уголовно-процессуального закона. За совершение уголовно-процессуального правонарушения применяются меры юридической ответственности, при совершении несущественного виновного нарушения уголовно-процессуального закона к виновному применяются меры общественного воздействия.