Смекни!
smekni.com

Защита прав и интересов предпринимателей (стр. 10 из 13)

Такова подведомственность дел с участием предпринимателей судам общей юрисдикции.

Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» суды общей юрисдикции являются федеральными судами. Они представляют единую систему, состоящую из трех звеньев:

1) районный суд;

2) верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономной области, суд автономного округа;

3) Верховный Суд РФ. Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции осуществляется по правилам гражданского процессуального законодательства и опирается на принципы демократического правосудия:

- предоставление судебной защиты любому и каждому, кто обращается в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса;

- независимость судей и подчинение их только закону;

- равенство граждан и организаций перед законом и судом;

- гласность судебного разбирательства;

- состязательность и равноправие сторон.

Эти принципы конкретизируются в нормах, регламентирующих порядок рассмотрения споров и предоставляющих различные процессуальные гарантии всем лицам, участвующим в деле, в том числе и предпринимателям.

Законом «О судебной системе РФ» предусмотрено создание в субъектах Федерации мировых судей, которые будут являться судьями общей юрисдикции субъектов РФ. К подведомственности дел мировым судьям будут отнесены некоторые категории гражданских дел, в связи с чем подведомственность гражданских дел федеральных судов общей юрисдикции будет сужена.

2.4 Конституционная защита прав предпринимателей

Нарушенные права и интересы предпринимателей могут быть защищены Конституционным Судом РФ. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О конституционном суде РФ» Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная задача конституционного суда – определение соответствия Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и ряда других правовых актов и документов. Дела в Конституционном суде возбуждаются по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. В то же время в Конституционный Суд могут обращаться и иные лица: граждане и организации. Возбуждение дела в Конституционном Суде по обращениям граждан и по запросам судов могут иметь место в силу п. 4 ст. 125 Конституции РФ в тех случаях, когда возникла необходимость проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению конкретном деле. Это конституционное положение развито и конкретизировано в ст. 96 Закона «О конституционном суде РФ», согласно которой правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Из этих положений вытекает, что предприниматели – как граждане, так и коммерческие организации – также вправе обращаться в Конституционный Суд за защитой своих прав и интересов.

Обращение в Конституционный Суд допустимо, если закон, затрагивающий конституционные права и интересы граждан, применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Различными актами текущего законодательства может быть нарушено или ограничено провозглашенное в ст. 34 Конституции РФ право для каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Возможно также ущемление охраняемого законом конституционного права частной собственности предпринимателей. Если при рассмотрении конкретного спора выясняется, что закон, предусматривающий ограничение прав предпринимателя по сравнению с конституционными положениями, не соответствует, по мнению предпринимателя, Конституции, предприниматель вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его прав и свобод, поскольку арбитражный суд или суд общей юрисдикции, применяя этот конкретный закон, не обеспечивают защиту прав и интересов предпринимателя, гарантированных Конституцией.

Обращение в Конституционный Суд должно быть мотивированным, в нем должны содержаться указания на то, в чем, по мнению заявителя, состоит несоответствие Конституции конкретных законов в целом или их отдельных частей, и каким именно конституционным положениям они не соответствуют. Заявитель должен изложить и обосновать свою позицию по вопросу о соотношении положений Конституции и конкретных законов, которые заявитель считает неконституционными. Только такая мотивированная жалоба предпринимателя на нарушение его прав и свобод может быть принята Конституционным Судом к своему рассмотрению.

Согласно п. 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу. Решение Конституционного Суда о признании закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, является основанием для пересмотра этого дела в установленном порядке, В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующим Конституции РФ судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению.

В качестве примера рассмотрения Конституционным Судом вопросов, относящихся к предпринимательской деятельности, можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.97 г. №3-П по делу о проверке конституционного постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. №197 «О введении платы за выдачу лицензий на производство, хранение, разлив и оптовую продажу алкогольной продукции». Поскольку, согласно ч. З ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом, Конституционный Суд признан постановление Правительства РФ от 28.02.95 г. №197 не соответствующим Конституции РФ. С учетом того, что указанный лицензионный сбор является источником доходной части федерального бюджета, Конституционный Суд постановил, что постановление Правительства РФ от 28.02.97 №197 утрачивает силу не немедленно, а по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда. Признание неконституционным постановления Правительства РФ от 28.02.97 г. №197 является снованием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на указанном постановлении Правительства РФ, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения; положения этих нормативных актов не могут быть применены судами, другими органами и должностными лицами.

Законом РФ «О судебной системе РФ» предусматривается возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах РФ. Конституционный (уставной) суд субъекта Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.


3. Защита прав предпринимателя в отношениях в сфере управления. Роль прокуратуры и нотариата в правовом обеспечении предпринимательской деятельности

3.1 Способы зашиты прав предпринимателя в отношениях с государственными органами

Предприниматели вступают в правовые отношения с различными органами государственной власти и управления. Этими правовыми отношениями опосредуется весь временной цикл предпринимательства, начиная от учреждения коммерческой организации и конструирования гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку предпринимателю в любом случае необходимо пройти государственную регистрацию, и до прекращения предпринимательской деятельности, поскольку это прекращение наступает юридически только по принятии соответствующих распорядительных актов, например, по исключении ликвидируемой коммерческой организации из государственного реестра. Отношения предпринимателей с государственными органами носят сложный характер: по своей юридической природе это – административно-правовые отношения, хотя они при определенных условиях могут быть и гражданско-правовыми. И те, и другие охватываются понятием отношений в сфере управления.

Предпринимательская деятельность контролируется государственными органами, наделенными контрольно-надзорными полномочиями. Контролируется соблюдение предпринимателями законодательства и выполнение ими конкретных нормативно-административных обязанностей. При осуществлении государственного контроля существует объективная возможность нарушения прав и интересов предпринимателей со стороны контролирующих органов. Причины этих нарушений различны: объективные – бюрократизм, волокита, буквоедство; субъективные – выход контролирующими органами за пределы своей компетенции. корыстолюбие, мздоимство.

При нарушении отдельных прав и интересов предпринимателей в сфере управления нарушается, как правило, и обобщенный предпринимательский интерес. заключающийся в сохранении и приумножении своих капиталов. Отказ в выдаче лицензии, например, не дает возможности заняться выгодным бизнесом, а наложение финансовых санкций влечет за собой уменьшение накопленных капиталов. Последствия применения к предпринимателям административно-фискальных санкций могут быть более существенными, чем применение имущественных санкций в сфере договорных обязательств. Вот почему проблема защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях в сфере управления стоит чрезвычайно остро во всех аспектах: теоретическом, правотворческом и правоприменительном. С теоретической точки зрения средства правовой защиты интересов предпринимателя должны быть абсолютно адекватны тем властно-распорядительным и контрольно-карательным полномочиям, которыми наделены государственные органы.