Смекни!
smekni.com

Изменение вида исправительного учреждения в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы (стр. 3 из 16)

Сущность переводов осужденных из одного ИУ в другое иного вида режима с меньшим объемом правоограничений выражается не только в предоставлении каждому лицу субъективного права на активные положительные действия в процессе отбывания наказания, но и в предоставлении права на поощрение. Поэтому данный институт изменения вида ИУ путем перевода осужденных в ИУ иного вида режима при уменьшении правоограничений можно рассматривать как поощрительный, поскольку государство не только предоставляет каждому индивиду возможность на позитивную деятельность в местах лишения свободы, но и гарантирует эту возможность путем установления за положительные действия осужденных определенных льгот, поощрений (ст. 113 УИК РФ). В этом смысле осужденного можно признать субъектом права на получение благ, льгот, учитывая, что "всякое право государства по отношению к преступнику есть вместе с тем и право преступника по отношению к государству".[10] В юридической литературе общепризнанно, что главным в субъективном праве является возможность осуществлять собственные положительные действия, то есть возможность посредством позитивной деятельности осужденного достигать результатов, которые не только получают хорошую оценку, но и служат основанием для применения к нему поощрения путем перевода в ИУ иного вида (ст. 78 УИК РФ).

Возможность осуществлять положительные действия является не единственным признаком, характеризующим содержание субъективного права. Оно всегда предлагает соответствующую ему юридическую обязанность, а, следовательно, возможность требовать ее исполнения. Кроме названных признаков, в содержание субъективного права входит возможность для конкретного лица прибегнуть к защите посредством государственного принуждения, в случае неисполнения юридической обязанности.

Необходимо отметить существующую специфику в реализации субъективного права при применении к осужденным поощрительных мер путем перевода их в ИУ другого вида режима. Каждое лицо наделено правом осуществлять активные положительные действия, но не наделено правом требовать ту или иную льготу, поощрение. Одновременно администрация исправительного учреждения не обязана по требованию осужденного предоставлять ему определенную льготу.

Особенности реализации субъективного права осужденного в ИУ объясняются спецификой самой сущности рассматриваемого права. Под субъективным правом в юридической литературе понимается мера возможного поведения, закрепленная в законе. При наделении осужденного субъективным правом на активные положительные действия, меру возможного поведения трудно разграничить от меры должного поведения. Следовательно, сущность субъективного права осужденных в местах лишения свободы, влияет на его содержание. В то же время возможность осуществлять активные положительные действия, следствием которых наступает возможность пользоваться определенными льготами, благами (переход осужденных в ИУ иного вида режима в порядке поощрения), является главным основным признаком субъективного права у лиц, отбывающих наказания в ИУ.

Таким образом, содержание поощрительной части института изменения вида исправительного учреждения в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы состоит в следующем: наличии льгот, предоставляемых осужденным (правовые последствия позитивного поведения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы); наличии условий наступления льгот (содержание правомерного поведения осужденных и отбытие ими необходимой части срока наказания); реальное предоставление льгот, поощрений, то есть реализация субъективного права на поощрение.

Изменение условий отбывания наказания путем перевода осужденных в ИУ с меньшим объемом правоограничений не является единственной формой перевода лиц в другие места лишения свободы. Определенная часть осужденных, находясь в исправительных учреждениях, не только не воспринимает положительно меры исправительного воздействия, оказываемые на них, но и всячески противодействует этому процессу, упорно не желая становиться на путь исправления. К этой категории лиц применяется система последовательного возрастания карательного воздействия, вплоть до перевода в другое ИУ. В этом отношении Ю.М. Ткачевский справедливо отмечает, что нежелание осужденных исправляться требует внесения корректив в исполнение наказания.[11] Оставление таких лиц в учреждениях с меньшим объемом правоограничений приводит к тому, что они привыкают к объему кары, который применяется на данном виде режима, что снижает эффективность карательного воздействия на нарушителей установленного порядка отбывания наказания в ИУ.

Изменение условий содержания осужденных за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания путем перевода из одного ИУ в другое иного вида влечет различные правовые последствия в зависимости от категорий осужденных. Так, например, перевод осужденных из исправительных колоний в тюрьму, связан со значительным увеличением объема кары, дополнительными лишениями, ограничениями для осужденных. В тоже время такие переводы осужденных, как возврат из колонии-поселения в колонию того вида режима, который им был ранее определен судом, перевод из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего вида режима, хотя и имеют тоже основание - "злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания", как и при переводе осужденных из ИУ в тюрьму, но влекут иные правовые последствия для этих лиц. Перечисленные виды изменений условий содержания злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания путем их перевода в другое ИУ с большим объемом кары, не связаны с его существенным увеличением, поскольку здесь лица только лишаются тех благ, льгот, которые они получили в порядке поощрения, когда были ранее переведены из одного ИУ в другое иного вида. Эти осужденные при возврате на прежний вид режима не получают дополнительные ограничения, лишения (в сравнении со злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенными из ИУ в тюрьму), а лишь восстанавливаются в первоначальном правовом положении в соответствии с приговором суда.

Наличие института перевода злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания из одного ИУ в другое иного вида в действующем законодательстве преследует, прежде всего, такую задачу, как защита правовых норм, регулирующих процесс исполнения наказания в виде лишения свободы. В этом аспекте значение данного правового института заключается в защите норм уголовно-исполнительного права.

Наряду с указанной правоохранительной задачей этот институт решает и воспитательные задачи, носящие здесь превалирующий характер. Перевод злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в исправительные учреждения иного вида режима, со значительным увеличением объема кары, не снижает возможностей воспитательного воздействия на эту категорию лиц и воспитывает не только переведенных лиц, но и в порядке общей превенции позитивно влияет на остальных осужденных. Следовательно, реализация указанного правового института должна способствовать решению основной задачи уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных.

Данный правовой институт так же создает стимулы, побуждающие осужденных воздерживаться от нежелательных, противоправных поступков посредством запрета определенного вида действий. Стимулирующий его характер проявляется в побуждении неустойчивых лиц не совершать нарушения установленного порядка отбывания наказания, а так же посредством запретных норм направлять осужденных на позитивную деятельность. Если стимулом поощрительного института изменения вида исправительного учреждения для лиц, отбывающих меру уголовного наказания в виде лишения свободы, выступают определенные блага, льготы, то стимулом охранительного института выступает юридическая ответственность, наказание за неправомерное поведение, то есть наступление неблагоприятных последствий, лишений, ограничений для правонарушителя. В этой связи значение перевода осужденных из одного ИУ в другое иного вида, за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, состоит, прежде всего, в предупреждении противоправных поступков со стороны осужденных. Кроме того, он направлен на обеспечение выполнения всеми лицами в местах лишения свободы возложенных на них обязанностей в процессе отбывания наказания.

Сущность охранительного института выражается в наложении на осужденного обязанности воздерживаться от противоправных действий и обязанности претерпеть необходимые ограничения, лишения в случае нарушения запрета и совершения отрицательных поступков. Механизм воздействия правоохранительных норм носит общенормативный характер, поскольку санкция выступает в качестве абстрактной угрозы, а реализация ее носит конкретно индивидуальный характер, так как во многом определяется поведением осужденного. Поэтому содержание охранительного института перевода осужденных из одного ИУ в другое иного вида проявляется в следующем: наличии запретов (содержание противоправного поведения осужденных); наличии санкции за правонарушение (правовые последствия противоправного поведения субъектов); реализация санкции, применение взыскания за отрицательные действия осужденных.[12]

Стимулирующие свойства перевода лиц за злостные нарушения установленного порядка из одного ИУ в другое иного вида имеют свою специфику. Свойства стимулятора приобретает не только регуляция санкции за нарушения требований режима, но и сама угроза наступления негативных последствий для нарушителя.