Смекни!
smekni.com

Охрана интеллектуальной собственности (стр. 14 из 17)

искажает сам смысл авторского права и является существенным недостатком Конвенции.

Круг «имущественных интересов автора», зафиксированных в ст. IVbis, сводится к «исключительному праву на разрешение воспроизведения любыми способами, публичного исполнения и передачи по радио». Кроме того, ст. VКонвенции устанавливает право автора на перевод своего произведения -фактически единственное специально регулируемое Конвенцией правомочие автора. Отсутствуют в Конвенции специальные правила, касающиеся кинематографии, за исключением простого упоминания кинематографических произведений в общем перечне охраняемых произведений.

Принципиально иное, нежели в Бернской конвенции, правило в отношении обратной силы действия содержится в ст. VII Всемирной конвенции об авторском праве: «Настоящая Конвенция не распространяется на произведения или права на произведения, которые ко времени вступления в силу настоящей Конвенции в договаривающемся государстве, где предъявляется требование об охране, в этом государстве окончательно прекратились или никогда не существовали». Отсюда следует вывод, что Всемирная конвенция, в отличие от Бернской, исходит из того, что конвенция в принципе обратной силы не имеет. При этом причина, по которой произведение не охранялось, не имеет значения.

3.4 ВОИС и развитие международной системы охраны интеллектуальной собственности

В свете дальнейшего развития международного культурного сотрудничества, экономического и культурного обмена между странами мира наблюдается выраженная тенденция к укреплению международных организаций специализированного научно-технического и гуманитарного направления; применительно к Бернскому союзу она характеризуется:

1) Расширением и упрочением международно-правового сотрудничества государств, привлечением всё большего числа участников, особенно развивающихся стран.

2) Усилением административной и технической кооперации между Бернским союзом об охране литературных и художественных произведений и Парижским союзом по охране промышленной собственности.

3) Стремлением усовершенствовать и модернизировать структуру самих существующих организаций, привести её в соответствие со структурой других современных международных организаций.

4) Качественным изменением сотрудничества, что проявляется в повышении эффективности материально-правовых норм.

5) Универсализацией отдельных международных союзов.

6) Повышением их роли в системе международных организаций и преобразованием в специализированное учреждение ООН.

Своё конкретное воплощение указанная тенденция нашла в создании специальной межсоюзной организации, объединяющей два существующих международных союза (Бернский и Парижский) в административном плане[44].

На момент созыва Стокгольмской конференции 1967 г. необходимость создания новой международной организации была обусловлена тем, что организационные формы Бернского союза и других аналогичных союзов, созданные в конце прошлого века, явно устарели и перестали соответствовать характеру современных международных отношений.

На Стокгольмской дипломатической конференции государств - членов Парижского и Бернского союзов была разработана и принята конвенция, учредившая новую организацию. Конференция проходила с 11 июня по 14 июля 1967 г. В ней приняли участие 418 делегатов из 74 государств - членов Парижского и Бернского союзов и государств - членов ООН, а также 100 наблюдателей от 40 международных организаций. Представители государств -участников Конвенции решили вопрос в пользу создания единой организации, которая стала именоваться Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).

Преамбула и ст. 3-4 Конвенции, учредившей ВОИС, позволяют назвать следующие три основные цели этого соглашения:

1) Укрепление широкого сотрудничества между государствами на основе уважения их суверенитета и равенства, а также во имя их взаимной выгоды.

2) Содействие охране интеллектуальной собственности во всём мире, что будет стимулировать творческую деятельность.

3) Модернизация управления существующих союзов по охране промышленной собственности и по охране произведений литературы и искусства.

Надпись на куполе здания штаб-квартиры ВОИС в Женеве гласит: «Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства - обеспечить надёжную охрану всех видов искусства и изобретений»[45].

В литературе выделяют три основные группы, отражающие важнейшие задачи, разрешением которых занимается ВОИС в нынешнем виде:

1) Стимулирование и совершенствование охраны интеллектуальной собственности в мире, включая совершенствование национальных законодательств различных стран и оказание заинтересованным государствам юридической и технической помощи в этих вопросах.

2) Административное управление существующими союзами, управление другими союзами, которые будут создаваться в области охраны интеллектуальной собственности, и сотрудничество с другими международными и национальными организациями.

3) Информационная деятельность и международная регистрация ряда объектов интеллектуальной собственности .

Основополагающее значение имеет первая группа задач. Формы их разрешения разнообразны: это подготовка типовых законов, консультативная помощь государствам в разработке законодательных актов, обучение и стажировка специалистов и т.д.

Задачи ВОИС, образующие вторую группу, разрешаются, в частности, следующим образом: организация может принять на себя администрацию и применение любых других соглашений в области интеллектуальной собственности; ВОИС способствует также заключению международных соглашений, содействующих охране интеллектуальной собственности.

Задачи третьей группы находят своё решение в том, что организация собирает информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, осуществляет и поощряет исследования в этой области и публикует результаты

таких исследований, например, сведений о развитии законодательства в области интеллектуальной собственности.

Структура ВОИС сложна и своеобразна, она в значительной степени отличается от большинства межправительственных организаций. Это обусловлено специфическими целями и задачами ВОИС, особенностью её как организации, объединяющей несколько специальных международных союзов, а также особым порядком членства в ВОИС, которое, согласно ст. 5 Конвенции, открыто для любого государства, являющегося членом какого-либо из союзов, или для любого государства, не являющегося членом какого-либо из союзов, при условии, что оно является членом ООН, какого-либо из её специализированных учреждений, находящихся в связи с ООН, или Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), или является стороной Статута Международного Суда, или оно приглашено стать стороной настоящей Конвенции.

Структурно ВОИС включает в себя Генеральную ассамблею, Конференцию, Координационный комитет и Международное бюро, являющееся секретариатом организации. Высшими органами ВОИС являются Генеральная ассамблея и Конференция.

Предусмотрено, что государства могут стать сторонами Конвенции (и соответственно - членами ВОИС) путём её безоговорочной ратификации, либо путём её подписания с оговоркой о последующей ратификации, либо путём депонирования акта о присоединении (ст. 14 Конвенции). Необходимо также

иметь в виду, что для государств, не присоединившихся к ВОИС, функции административного органа Бернского и других союзов продолжает осуществлять Международное объединённое бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ).

Всемирная организация интеллектуальной собственности как специализированное учреждение ООН заняла достойное место в ряду современных межправительственных организаций специальной компетенции. Она активно способствует развитию разнообразных форм сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности, а также созданию условий для более эффективного расширения межгосударственных связей в сфере как авторского, так и изобретательского права.


Заключение

Институт интеллектуальной собственности, возникший совсем недавно в отечественной системе права, в мировой практике применяется уже более двухсот лет. За это время он показал свою жизнеспособность, и на сегодняшний день уже мало у кого возникают сомнения о правомерности его существования как такового. Несмотря на использование слова «собственность» в наименовании, этот институт не укладывается в классическую триаду «владение - пользование - распоряжение», хотя объекты интеллектуальной собственности - так называемый интеллектуальный продукт - и выступает в гражданском обороте в качестве особой разновидности товара.

Исторически сложилось, что неотъемлемой чертой и главной проблемой во всех смыслах этого слова стал для права интеллектуальной собственности его территориальный характер. При этом творческая деятельность не могла ограничиваться территориальными рамками, благодаря чему возникла такая специальная сфера международного сотрудничества государств, как международное культурное сотрудничество, а принцип свободы творчества вошёл в систему принципов последнего.