Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование лесопользования (стр. 13 из 23)

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 614 ГК РФ арендодателю предоставлено право в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок, если иное не предусмотрено договором. Но при этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд.

Условия, касающиеся прав и обязанностей арендатора, рекомендуемых к включению в заключаемый договор аренды лесного участка, содержатся в разд. III упомянутого выше Примерного договора аренды лесного участка.

Права арендатора корреспондируют с обязанностями арендодателя. Прежде всего арендатор вправе получить от арендодателя соответствующие документы на лесной участок и информацию о нем. Он вправе приступить к использованию лесного участка в установленном законом порядке после заключения и государственной регистрации договора аренды и подписания акта приема-передачи лесного участка. Следует отметить, что права арендатора с введением в действие нового ЛК РФ расширены, поскольку вместо разрешительных документов, которые были предусмотрены Лесным кодексом РФ 1997 г., - лесорубочных и лесных билетов, введена заявительная система, в соответствии с которой арендатор декларирует свои намерения относительно использования лесов.

Права арендатора различаются в зависимости от осуществляемого им вида использования лесов. Так, арендатор при заготовке древесины вправе осуществлять создание лесной инфраструктуры - лесные дороги, лесные склады и другие объекты (п. 7 ст. 29 ЛК РФ); осуществляя заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, арендаторы вправе возводить навесы и другие временные постройки (п. 3 ст. 32 ЛК РФ). Арендаторы, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, на предоставленных им лесных участках вправе размещать сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки (ч. 4 ст. 34 ЛК РФ). Право на возведение временных построек предоставлено арендаторам на лесных участках, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства (ч. 4 ст. 36 ЛК РФ), а также на лесных участках, предназначенных для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений (ч. 2 ст. 39 ЛК РФ).

Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал субаренду участков лесного фонда. Действующий ЛК РФ не регулирует данный вопрос, поэтому на отношения по субаренде распространяют свое действие правила ГК РФ (ч. 2 ст. 615 Кодекса). Следует отметить, что Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»[89] предусмотрено, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с ЛК РФ не вправе сдавать арендованный участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам, отдавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса - в производственный кооператив (ст. 5). Совершение указанных действий согласно ГК РФ допускается только с согласия арендодателя. Срок договора субаренды не должен превышать срока договора аренды. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение договора субаренды, если иное не предусмотрено договором (ст. 618 ГК РФ). Основным правилом, позволяющим сохранить контроль за имуществом, переданным в субаренду, является то, что арендатор, за исключением перенайма, остается ответственным перед арендодателем за действия субарендатора.

В специальной литературе отмечается, что подобные распорядительные полномочия арендатора, с одной стороны, соответствуют поставленной законодателем задаче либерализации лесопользования, а с другой - их реализация может способствовать «...массовой скупке высокоплатежеспособными хозяйствующими субъектами прав аренды и передаче их другим структурам по своему усмотрению, что может вызвать негативные последствия как социального, так и экологического свойства»[90]

Обязательным условием передачи лесного участка в субаренду является наличие согласия арендодателя (пп. «г» п. 10 разд. III формы Примерного договора аренды лесного участка). В судебной практике была предпринята попытка признания данной нормы недействительной. Заявитель, обратившийся в Верховный Суд РФ, аргументировал свое требование тем, что оспариваемое положение противоречит ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, закрепляющей право арендатора земельного участка в пределах срока договора аренды этого участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьим лицам без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении заявленных требований, признав необоснованными аргументы заявителей о том, что земельный и лесной участки различаются лишь по порядку формирования, а по своему правовому режиму равнозначны[91]. Верховный Суд РФ установил, что правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Кроме того, лесное законодательство базируется на иных основных принципах, чем земельное законодательство (ст. 1 ЗК РФ, ст. 1 ЛК РФ). Таким образом, Верховный Суд РФ признал специфику лесного законодательства относительно законодательства земельного.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, то в соответствии с назначением имущества (ч. 1 ст. 615 ГК РФ).

Основной обязанностью арендатора является соблюдение правил осуществления соответствующего вида деятельности по использованию лесов. Арендатор обязан соблюдать требования лесохозяйственного регламента в части видов разрешенного использования лесного участка и других параметров их использования.

В упоминавшейся выше Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы указывается, что при использовании лесов должно быть обеспечено выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства. Арендаторы обязаны ежегодно в установленном порядке разрабатывать и представлять арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы (ст. ст. 88, 89 ЛК РФ). Кроме того, как было уже сказано, арендаторы ежегодно представляют в установленном порядке лесную декларацию, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ возлагает на арендатора обязанность по противопожарному обустройству лесов (в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и др.), созданию систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержанию этих средств, а также формированию запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (ст. 53 ЛК РФ).

Кроме того, арендаторы обязаны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ.

В Примерном договоре аренды лесного участка предусмотрены условия относительно объемов и сроков исполнения, помимо санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий, также мер по уходу за лесами и лесовосстановительных мер. Данные условия сформулированы в соответствии с положениями ст. 62 ЛК РФ, согласно которой лесовосстановление возлагается на арендаторов лесных участков, осуществляющих предпринимательскую деятельность по заготовке древесины. В Концепции развития лесного хозяйства обучение арендаторов методам оптимального сочетания способов заготовки со способами лесовосстановления и ухода за лесами провозглашено в качестве одной из важных задач. Это согласуется с принципом неистощительного использования лесов, закрепленным в ст. 1 ЛК РФ. Ученые рассматривают условия о проведении мероприятий по лесовосстановлению в качестве обязательных условий, подлежащих включению в договор аренды[92].

Указанные обязанности имеют публично-правовой характер, однако конкретизация порядка и срока исполнения данных обязанностей осуществляется посредством внесения соответствующих условий в заключаемые договоры.

Как было сказано выше, постановление Правительства РФ в качестве существенных называет пять условий договора аренды лесного участка. Однако публично-правовой характер деятельности арендаторов лесных участков требует согласования в конкретных заключаемых договорах и иных, а не только существенных, условий. Так, в качестве ключевых вопросов, подлежащих включению в договор, С.А. Боголюбов называет такие условия, как учет экологии и интересов местного населения, стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства, контроль за арендаторской деятельностью, возможность пресечения нарушений, допускаемых арендатором[93].

На отсутствие в ЛК РФ норм, направленных на реализацию принципа участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, которые могут оказать воздействие на леса, указывает М.И. Васильева. Важным, по ее мнению, является обеспечение общественного мнения при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий и процедуре передачи лесного участка в аренду. Интересы местного населения должны быть выявлены и учтены посредством специально разработанных процедур (общественные слушания), что желательно отразить непосредственно в ЛК РФ[94].