Смекни!
smekni.com

Производство по применению принудительных мер медицинского характера. Привлечение в качестве обвиняемого (стр. 5 из 7)

Обвиняемый, содержащийся под стражей, извещается о дне предъявления обвинения через администрацию места содержания под стражей.

Обвиняемый, находящийся на свободе, извещается о дне предъявления обвинения в порядке, установленном ст. 188 УПК РФ.

Следователь, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. При этом следователь разъясняет обвиняемому существо предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные ст. 47 УПК, что удостоверяется подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты и времени предъявления обвинения.

В случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода при условии обеспечения следователем участия защитника.

В случае отказа обвиняемого подписать постановление следователь делает в нем соответствующую запись. Следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. Копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору.

При допросе обвиняемого применяются общие правила следственных действий и общие правила допроса.

Допрос обвиняемого преследует цели:

– выяснить юридическую позицию обвиняемого;

– получить его показания;

– предоставить ему возможность выдвинуть доводы в свою защиту.

Дача показаний предстает как право обвиняемого. Немедленность допроса означает соблюдение двух моментов:

– предоставление права обвиняемому дать показания так быстро после предъявления обвинения, как он пожелает;

– запрет проводить другие следственные действия с участием обвиняемого без предоставления ему права дать показания по предъявленному обвинению.

Следователь обеспечивает участие защитника в допросе обвиняемого. При этом допрос откладывается до окончания конфиденциального свидания обвиняемого с защитником, продолжительность которого не ограничена (п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК). Допрос откладывается и для обеспечения явки защитника. Показания обвиняемого, данные без участия защитника, всегда признаются недопустимыми, если обвиняемый от них отказывается (п. 1 ч. 2 ст. 75).

В ходе допроса от обвиняемого исходит информация, имеющая три разных юридических значения:[20]

– заявление о полном, частичном признании вины или о ее непризнании. Кроме доказательственного значения это заявление в условиях состязательности выступает в некотором смысле актом распоряжения, определением позиции стороны. В дальнейшем согласие обвиняемого с предъявленным обвинением может быть основанием для особого порядка судебного разбирательства по разделу X Кодекса;

– доводы обвиняемого в свою защиту, его версии, предположения, которые в теории судопроизводства принято называть объяснениями. Будучи неопровергнутыми, версии обвиняемого (при их реальности) должны толковаться в пользу обвиняемого. Именно это значение показаний обвиняемого законодатель считает основным;

– показания как информация о фактах, которые обвиняемый воспринимал (собственно доказательственная информация).

Ч. 4 ст. 173 УПК впервые в отечественном законодательстве ограничивает повторные допросы обвиняемого. Смысл данной нормы состоит в запрете воздействия на обвиняемого путем многократных повторных допросов. Отсюда следует, что:

– без просьбы обвиняемого недопустимы: повторные допросы в целях добиться от него изменения ранее данных показаний; другие следственные действия, в которых требуется дача показаний обвиняемого, отказавшегося от дачи показаний на первом допросе;

– запрещаются необоснованные вызовы обвиняемого (например, находящегося на подписке о невыезде);

– сам обвиняемый имеет право на дачу показаний в любой момент. Просьба обвиняемого о повторном допросе может быть заявлена в любое время и подлежит удовлетворению вне зависимости от его согласия или отказа дать показания на первом допросе. Просьба обвиняемого о своем допросе рассматривается по правилам ст. 159 УПК;

– допрос по новому или измененному обвинению проводится без просьбы обвиняемого.

При каждом допросе обвиняемого следователь составляет протокол с соблюдением требований ст. 190 УПК РФ.

В протоколе первого допроса указываются данные о личности обвиняемого (ч. 2 ст. 174 УПУ РФ):

– фамилия, имя и отчество;

– дата и место рождения;

– гражданство;

– образование;

– семейное положение, состав его семьи;

– место работы или учебы, род занятий или должность;

– место жительства;

– наличие судимости;

– иные сведения, имеющие значение для уголовного дела.

В протоколах следующих допросов данные о личности обвиняемого, если они не изменились, можно ограничить указанием его фамилии, имени и отчества.

Процедура изменения выдвинутого (необязательно уже предъявленного) обвинения обусловлена обеспечением права обвиняемого на защиту. Ст. 175 УПК РФ регламентирует порядок изменения обвинения только до того момента, пока дело не передано прокурору для утверждения обвинительного заключения (изменение первоначального обвинения). После этого, в том числе в судебном производстве, действуют иные правила изменения обвинения. Их общий смысл состоит в том, что обвинение может быть изменено в сторону его смягчения. Прокурор для изменения обвинения вправе вернуть уголовное дело следователю. Если уголовное дело было передано в суд, то обвинение уже не может быть ужесточено (так как возвратить для этого дело прокурору суд не вправе).

При необходимости изменения обвинения следователь повторяет вновь всю процедуру привлечения лица в качестве обвиняемого: выносит новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет измененное обвинение и вновь допрашивает обвиняемого по измененному обвинению. Исключения из этого порядка предусмотрены в ч. 2 ст. 175 УПК РФ.

Изменение и дополнение обвинения возможно по двум основным направлениям:

– изменение или дополнение фактической стороны (объема) обвинения при сохранении уголовно-правовой квалификации деяния: изменяется утверждение о времени и месте совершения преступления, включаются дополнительные эпизоды преступной деятельности, изменяются установочные данные обвиняемого. В этих случаях тяжесть обвинения может увеличиться или остаться прежней, однако возникает, по существу, другое обвинение, от которого обвиняемый должен иметь возможность заново защищаться. При этом изменение фактической стороны обвинения возможно лишь в пространственно-временных пределах тех событий преступления, по которым были возбуждены уголовные дела;

– изменение или дополнение юридической стороны обвинения. Оно предполагает: изменение квалификации деяния на другое преступление, например, с кражи (ст. 158 УК) на грабеж (ст. 161 УК); изменение некоторых квалифицирующих признаков данного преступления, например, угрозы применения насилия при вымогательстве на угрозу уничтожения или повреждения имущества (ст. 163 УК); включение в квалификацию преступной деятельности обвиняемого дополнительных составов преступлений (при их совокупности).

Причиной этого может служить как изменение фактической стороны обвинения, так и иная уголовно-правовая оценка прежних фактических обстоятельств. Изменение квалификации первоначального обвинения не только в сторону его ужесточения, но даже в сторону смягчения влечет обязанность следователя вынести и предъявить новое постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Вряд ли это связано с обеспечением права обвиняемого на защиту, ибо функция защиты не предполагает в себе средств, направленных на выражение несогласия с улучшением положения подозреваемого или обвиняемого, а наделение стороны защиты такими средствами само по себе было бы избыточно. Данное положение объясняется правом потерпевшего знать о предъявленном обвиняемому обвинении (п. 1 ч. 2 ст. 42).

Тем более потерпевший заинтересован в своевременном получении информации об изменении формулировки предъявленного обвиняемому обвинения в сторону, улучшающую положение последнего, поскольку это может быть противно интересам самого потерпевшего и подвигнуть его на обжалование решения следователя о переквалификации преступления.


Задача 1

Расследовав дело, возбужденное в связи с самоубийством, следователь установил, что причиной самоубийства явилось психическое заболевание погибшего, о котором не было известно окружающим.

Каким образом должно быть закончено производство по делу?

Какие формы окончания предварительного расследования предусмотрены законом?

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия преступления следователем, органом дознания и дознавателем. Суть его состоит в собирании доказательств и изобличении виновных в совершении преступления.[21]

Статья 158 УПК так и называется «Окончание предварительного расследования».

Ч. 1 ст. 158 гласит, что производство предварительного расследования оканчивается:

– по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, – в порядке, установленном главами 29 – 31 УПК;

– по остальным уголовным делам – в порядке, установленном главой 32 УПК. В ней речь идет об окончании дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Окончание расследования по уголовному делу зависит главным образом от того, производилось ли по нему предварительное следствие, которое для данного дела является обязательным.[22] Если производилось, то окончание производства по нему возможно в двух формах: