Смекни!
smekni.com

Реформы Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме (стр. 5 из 7)

Строгая внутренняя организация римской общины, ее военизированный характер имели своей целью консолидировать общину перед лицом все возрастающей массы пришлого населения. Ограниченность исходного земельного фонда, других материальных ресурсов вынуждала патрициат замкнуть общину под своим главенством, решительно препятствовать расширению ее социальных рамок.

На другом полюсе родовой организации формировалась категория зависимых людей - клиентов. Происхождение этой категории остается неясным. Вероятно, это обедневшие члены «младших» родов, а также завоеванные или пришлые жители других местностей, включенные в римскую общину. Лишенные политических и гражданских прав, хотя и лично свободные, они могли существовать лишь благодаря покровительству коренных римских граждан (патронов), которые защищали клиентов перед третьими лицами. Клиент получал родовое имя патрона и выделенный ему земельный участок; за это он нес повинности в пользу своего покровителя, сопровождал его в военном походе, оказывал ему материальные и личные услуги.

Узы, связывавшие клиента и патрона, передавались по наследству. Они считались нерушимыми, поскольку освящались религией и закреплялись в законодательстве.

Вся масса населения Рима, оставленная за пределами родовой организации, получила наименование плебеев. Эта категория складывалась из двух основных источников. Одна часть - это добровольные пришельцы, привлеченные торгово-предпринимательскими интересами; вторая часть была переселена насильственным путем в результате войн Рима против соседних народов. В дальнейшем плебс пополнялся за счет выходцев из первоначальной римской, порывавших с ней связь вследствие разорения. Плебеи были лично свободны, обладали собственностью, имущественными правами, занимались ремеслами и торговлей, привлекались к военной службе (правда, во вспомогательных войсках), могли самостоятельно осуществлять судебные иски и нести юридическую ответственность. Многочисленные жалобы плебеев на тяжесть долговых обязательств перед патрициями свидетельствуют о том, что юридические отношения между этими сословиями были не только возможны, но и имели широчайшее распространение. Одним словом, в области частных гражданских отношений плебеи были равноправны с патрициями. В сфере же политических отношений статус указанных сословий был диаметрально противоположным: плебеи не обладали никакими политическими правами и потому были полностью лишены возможности участвовать в решении общинных дел (в частности, в разделе ager publicus, хотя плебеи, привлекаемые к военной службе, самым непосредственным образом содействовали его приращению). Проникнуть в ряды патрицианской общины с помощью брака плебеям также было воспрещено.

Не следует думать, «то плебс представлял собою однородную массу. Внутри него укреплялась торгово-ремесленная верхушка, постепенно овладевавшая важными позициями в экономике Рима. С другой стороны, росла численность плебеев-бедняков, которые в случае социальных конфликтов могли объективно оказаться союзниками рабов.

Главное требование плебеев состояло в том, чтобы получить доступ к разделу, поскольку земельная теснота для плебеев становилась все более невыносимой. Решить же эту экономическую задачу плебеи могли лишь при условии доступа к государственным должностям. Таким образом, экономические и политические требования плебеев были тесно связаны и взаимно обусловлены. Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием общественно-политической жизни, а потому - главной пружиной ранней римской истории. Эта борьба, растянувшаяся на несколько столетий, принимала временами очень острые формы, неоднократно ставя страну на грань гражданской войны. [1,c.127-129]

Таким образом, Древний Рим, в рассматриваемый период, представлял собой монархию, где монархом являлся рекс, избираемый пожизненно народом. При рексе существовал сенат, который не имел большой власти в период правление рекса, его решения для монарха носило скорей диспозитивный характер. В Римской обществе было множество категорий лиц, но основными являлись патриции и плебеи. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги. Торговое и ремесленное богатство сосредоточивалось в их руках: гордый своим происхождением, патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Но Плебеи были, по сути, лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал главным внутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ход формирования государственности. Древнему Риму нужны были реформы которые бы уравняли в правах плебеев и патрициев. Одной из таких реформ оказалась реформа Сервия Туллия.


2.2 Биография Сервия Туллия

На развитие легенды о Сервии Туллии немаловажное влияние имела этимология имени Servius, на что должное внимание обращено уже Швеглером (R. G. 1, 714). Производство имени от servus, невольник, или serva, невольница, подало повод к измышлению следующих фактов:

1) Сервий родился от невольницы, а поэтому в детстве сам был невольником. По самому распространенному рассказу, мать его Окрисия или Окресия была взята в плен при завоевании города Корникула Тарквинием Старшим. Сделавшись невольницею царицы, она во дворце родила сына, который по матери-невольнице (serva) получил имя Servius.

2) Сервий Туллий устроил простонародное празднество компиталий в честь ларов (Lares compitales). При этом он постановил, чтобы распорядители празднества, смотрители участков (magistri vicorum), не брали в услужение людей свободных, а невольников, которые с тех пор для этого богослужения составляли особые коллегии.

3) Кроме компиталий возводилось к Сервию устройство еще другого празднества невольников. В 13 день августа все римские невольники и невольницы в храме Дианы на Авентине справляли празднество, прямо называемое в народе праздником невольников (servorum dies). Основание праздника приписывалось Сервию Туллию, так как он сам родился невольником. Иды августа, день праздника невольников, совпадали с днем празднества годовщины основания авентинского храма Дианы. Из этого совпадения заключали, что Сервий Туллий был основателем самого храма.

4) В авентинском храме Дианы хранился еще во время царствования Августа медный столб, на котором была вырезана древняя надпись. Дионисий Галикарнасский, сам, кажется, видевший этот памятник, дает нам некоторые сведения, как о содержании надписи, так и об историческом происхождении памятника (Археол. 4, 25, 26). Сервий Туллий, рассказывает он, вздумал увековечить свою память славным и прочным делом. Всего достойнее хвалы и удивления ему показался пример царя Амфиктиона, соединившего в один могучий союз разрозненные до тех пор и несильные государства. Кроме того, он обратил внимание на пример Ионийцев и Дорийцев Малой Азии, сплотившихся между собою благодаря заключению союзов и устройству общих союзных храмов Эфесской Артемиды и Триопийского Аполлона. В этих храмах они стали собираться в известные сроки для приношения общих жертв и справления празднеств и игр, а также для совещаний об общих делах и производства суда в случае возникновения споров между союзными городами. Сервий Туллий решил, по примеру этих греческих союзов, соединить в одно целое латинские общины и, пригласив представителей всех городов собраться в Рим, он предложил им заключить союз и построить на общий счет союзный храм с азилом в Риме, так как римляне занимали первое место в Лации.

Рассмотренные до сих пор сведения об истории Сервия Туллия главной точкой отправления имели производство имени Servius от servus или serva. Не трудно будет убедиться, что в традиционном рассказе об этом царе есть еще одна группа известий, тесно связанных с другой этимологией того же царского имени. Слово servius допускало производство от глагола servare охранять, с суффиксом ius, который служил знаком действующего лица (см. genius ludius luscinius), и действительно, мы видим, что история царя Сервия характеризуется двумя деяниями, одинаково важными для охраны Рима. Ему приписывались, с одной стороны, укрепление города, с другой - организация гражданского ополчения с разделением ратников на центурии. Об охране города таким образом, по преданию, более всех царей позаботился царь, имя которого обозначало «охранитель», servius = servator. Это совпадение можно объяснить или игрою случая, или же лжеисторическим домыслом. [8]

Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.

Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний воспользовался этим, созвал сенат в курию и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной» (лат. Vicus sceleratus). [9]