Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних (стр. 3 из 12)

Учитывая конкретные обстоятельства по рассматриваемым преступлениям, необходимо проводить отождествление личности подозреваемого потерпевшими, очевидцами или иными лицами по имеющимся в органах внутренних дел фото- и видеоучету. Часто составляемый по такого рода преступлениям фоторобот предполагаемого преступника имеет ориентирующий характер, так как целью его использования в работе является обнаружение схожих с ним лиц. Достигнув этой цели, найденного человека можно предъявить для опознания. В связи с этим предлагается конкретизировать положения п.3 ст.193 УПК РФ, допустив возможность проведения следственного опознания в случае предшествовавшего ему составления фоторобота искомого лица.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств может быть гласным и негласным. При проведении гласного осмотра (обследования) должен составляться акт обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного осмотра. Такой акт может впоследствии приобщаться к материалам уголовного дела. Кроме того важно отметить, что по признаку открытости и защищенности законом от разглашения информация, полученная в ходе оперативно-розыскных мероприятий, разделяется на гласную и негласную; последняя имеет исключительно ориентирующий характер и не подлежит легализации.

Гласная оперативно-розыскная информация в уголовном процессе впоследствии приобретает статус процессуальной путем ее закрепления в той или иной форме согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. По рассматриваемой категории дел, с учетом возраста потерпевших, сексуального характера преступления оперативная информация, полученная до возбуждения уголовного дела, часто несет в себе существенную ценность для раскрытия преступления и может быть вскоре утрачена в силу специфики памяти несовершеннолетних, биологического происхождения следов, что требует потом признания ряда результатов ОРД уголовно-процессуальными доказательствами. С этой целью предлагается в ФЗ «Об ОРД» установить порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, а в УПК РФ регламентировать порядок вовлечения в уголовный процесс результатов, полученных в ходе ОРМ, и предусмотреть возможность использовать результаты ОРД в качестве иных документов согласно ст.74 УПК РФ.

«Возбуждение уголовных дел о НДСХ с участием несовершеннолетних» рассмотрены особенности возбуждения уголовного дела. Прежде всего, обосновывается вывод о том, что уголовное дело считается возбужденным с момента вынесения постановления следователем, дознавателем, прокурором, а не с момента дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела. Рассматривая поводы к возбуждению уголовного дела, автором исследования предлагается в целях урегулирования вопроса о регистрации и своевременном реагировании на сообщение о преступлении, поступающем от несовершеннолетнего лица, дополнить ст.140 УПК РФ примечанием, согласно которому под сообщением о совершенном или готовящемся преступлении в отношении несовершеннолетних, полученным из иных источников, в том числе должно пониматься сообщение, полученное от несовершеннолетнего лица.

Установлено, что в венерологические диспансеры часто обращаются несовершеннолетние, поясняя о насильственном способе заражения венерическими заболеваниями. Данные факты остаются вне поля зрения правоохранительных органов, так как о них нет заявлений. Необходимо на уровне Приказа Минздрава РФ, МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ разработать и утвердить Инструкцию о порядке взаимодействия лечебных учреждений и правоохранительных органов при поступлении (обращении) в такие учреждения несовершеннолетних граждан с признаками насильственного способа заражения венерическими заболеваниями, которая должна предусматривать обязательность сообщения сотрудниками таких учреждений в правоохранительные органы информации о насильственном способе заражения венерическим заболеванием несовершеннолетнего.

Важно проанализировать положение пунктом 4 статьи 146 УПК Российской Федерации, в соответствии с которым к постановлению о возбуждении уголовного дела, направляемому прокурору, прилагаются соответствующие протоколы и постановления в случае проведения до этого осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы, с позиции возможности проведения этих следственных действий до возбуждения уголовного дела.

По рассматриваемым преступлениям расширения законодателем круга следственных действий, которые допускается проводить до возбуждения уголовного дела, недостаточно. В связи с этим, учитывая специфику НДСХ с участием несовершеннолетних, предлагается дополнить перечень таких следственных действий:

а) производством допроса несовершеннолетнего потерпевшего, что позволит избежать углубления психологической травмы последнего и искажения его показаний об обстоятельствах совершенного преступления при последующих следственных действиях с его участием; необходимо предусмотреть участие в допросе психолога вместо педагога по правилам, предусмотренным для участия последнего;

б) производством судебной медицинской экспертизы для установления возраста, что имеет большую значимость для законности принятия решений на стадии возбуждения уголовного дела и соблюдения прав исследуемых лиц;

в) освидетельствованием с конкретизацией статьи 179 14 УПК РФ;

г) судебно-медицинской наркологической экспертизой, производство которой позволит достаточно точно и своевременно определить состояние опьянения несовершеннолетнего для оценки беспомощного состояния и влияния его на характер и степень преступных действий;

д) получением образцов для сравнительного исследования, что позволит избежать утраты следов биологического происхождения по рассматриваемой категории преступлений;

е) производством биологической экспертизы, что обеспечит своевременное исследование изъятых образцов.

Рассмотрена проблема процессуального статуса лица, задерживаемого за совершение общественно опасного деяния, при разрешении которой возникают вопросы, связанные с защитой прав такого лица. Наиболее целесообразно при этом ввести самостоятельного участника «задержанный», который не должен рассматриваться как «подозреваемый». Задержанный имеет данный статус с момента фактического задержания при наличии предполагаемых данных о возможной причастности к совершению преступления в связи с тем, что он задержан на месте совершения преступления или сразу после этого.

Подозреваемым должно выступать лицо, в отношении которого имеется совокупность достаточных доказательств, свидетельствующих о его предполагаемой причастности к совершению преступления. Каждому из них должен соответствовать свой объем прав и обязанностей, причем право на защиту должно обеспечиваться с момента реального ограничения свободы передвижения. Особенностью задержания несовершеннолетних является незамедлительное извещение его законных представителей. Задержание несовершеннолетнего вызывает у него нервное напряжение, психологический стресс, поэтому, учитывая конкретные обстоятельства совершенного деяния и личность несовершеннолетнего, следователь может принять решение о необходимости приглашения для беседы с задержанным специалиста в области детской и юношеской психологии.

При этом обосновываются:

а) необходимость в ч.3 ст.56 УПК РФ добавления пункта 6, предусматривающего запрет допроса свидетелей, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу, и давать о них показания;

б) предложение в целях обеспечения гарантии защиты прав и законных интересов свидетелей ввести 15 статью 56-1 УПК РФ «Участие адвоката-представителя свидетеля», предусматривающую право свидетеля воспользоваться услугами адвоката-представителя и обязательное участие последнего в случае недостижения шестнадцатилетнего возраста либо наличия психического или физического недостатка, который затрудняет свидетелю самостоятельно реализовывать свои права. При невозможности указанных лиц самостоятельно пригласить адвоката его должен пригласить дознаватель, следователь или суд. В отношении лиц в возрасте от 16 до 18 лет дознаватель, следователь или суд должны пригласить адвоката с согласия этих лиц;

в) предложение о введении статьи 56-2 УПК РФ «Права и обязанности адвоката-представителя свидетеля», регламентирующей объем прав адвоката-представителя свидетеля; необходимость вызова на допрос несовершеннолетнего с законными представителями и обязательность их участия в допросе в зависимости от возраста допрашиваемого с закреплением в статье 189 УПК РФ[8];

г) предложение о допуске участия защитника несовершеннолетнего с момента поступления в правоохранительные органы явки с повинной;

д) обязательное присутствие защитника при даче первоначальных показаний несовершеннолетним подозреваемым. Следует отметить необходимость предусмотреть обязанность защитника участвовать во всех следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего подзащитного, в целях обеспечения гарантий оказания надлежащей юридической помощи, особенно по рассматриваемой категории дел.

Важно заметить, что положения статьи 86 УПК РФ, предоставляющие право сбора доказательств по делу представителям потерпевшего и защитнику, ставят их в неравные условия. Предлагается исправить такое положение, уравняв в правах по сбору доказательственной информации представителя потерпевшего с защитником.

Обосновывается необходимость участия законных представителей на стадии возбуждения уголовного дела с правами, вытекающими из представительства по закону.