Смекни!
smekni.com

Экономические преступления в мировой таможенной практике (стр. 2 из 6)

Недостаток большинства классификаций, имеющихся в трудах ученых, состоит в множественности критериев, положенных в их основу, большая часть которых, характерна лишь для отдельных преступлений в сфере экономической деятельности. Принцип же научной систематизации требует, чтобы выдвигаемые критерии могли быть применены к каждому элементу, образующему систему.

Классификация преступлений в сфере экономической деятельности в настоящее время связана с рядом объективных трудностей: сложностью установления непосредственного объекта многих преступлений, непростым законодательным описанием признаков составов в диспозициях норм, несоответствием законодательной формы описания деяния его содержанию в новых нормативных актах, к которым отсылают диспозиции большинства норм.

При классификации преступлений и выделении понятия преступления в сфере экономической деятельности общепризнанным критерием является непосредственный объект. Некоторые авторы на основе изучения зарубежной литературы в качестве критерия разграничения предлагают выделять способы совершения преступлений [6, c. 162]. Автор полагает, что указание на способы совершения преступления не исключает возможностей непосредственного объекта, как критерия классификации преступлений.

Одну из первых классификаций экономических преступлений в мире предложил в конце 70-х годов Институт ООН Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (UNAFEI), который включил в нее нарушения законов, направленных на совершенствование рыночной экономики и регулирующих рыночную экономику, нарушения финансового и налогового законодательства, коррупцию.

Экспертами Совета Европы одобрена схема, которая включает в себя следующие составы:

· монопольные преступления;

· мошенничество (подкуп, злоупотребление доверием, обман покупателей); цифровые махинации;

· фиктивные организации; фальсификации бухгалтерских документов; нарушения эргономических требований и стандартов;

· умышленная неточность в описании товаров;

· нечестная конкуренция;

· финансовые нарушения и уклонения от уплаты налогов; таможенные нарушения; валютные махинации; биржевые и банковские нарушения; нарушения, наносящие вред окружающей среде.

Клинард и Куини в структуре экономической преступности выделяют преступность по роду занятости и преступность корпораций. Более подробно классификация представлена на рис.1.1.

Рис. 1.1 Классификация экономических преступлений по Клинарду, Куини

1.3 Взгляд правоохранительных органов зарубежных стран на проблему экономических преступлений. Экономические преступления в законодательстве зарубежных стран

Ответственность за совершение преступлений, причиняющих экономический ущерб человеку в отдельности и всему государству, предусмотрена уголовным законодательством всех современных государств.

Сравнительное исследование законодательства различных государств дает возможность выявить и учесть чужие ошибки и достижения при решении вопросов о преступности и наказуемости конкретных деяний.

Анализ зарубежного законодательства, регулирующего экономические преступления, позволяет выявить различного рода особенности в законодательном регулировании данных уголовно-правовых отношений, специфику тех или иных категорий, своеобразие правовых дефиниций, сравнить содержание, вкладываемое законодателем различных государств в определенные термины.

Выявление особенностей преступлений экономической направленности проведено на примере анализа уголовных законодательств, которые одними из первых столкнулись с проблемами борьбы с экономическими преступлениями и осознали необходимость разработки мер по их противодействию, а именно Великобритания и США. Активная борьба с экономическими преступлениями началась в этих странах еще в 1970 г.

В английском праве нет единого мнения о том, какие именно деяния относятся к экономическим преступлениям. При этом понятие «экономические преступления» практически не употребляется в законодательстве, судебной практике и в работах ученых-юристов. В основном такие преступления относят к «беловоротничкой преступности», либо к финансовым преступлениям. Данный термин укоренился в законодательстве США после работы известного криминолога Э. Сатерленда еще в 40-е годы, и означал преступления людей, занимающих высокое положение в обществе в официальных структурах власти и совершающих преступные деяния в связи или с использованием своего положения. Несмотря на значительную распространенность этих преступлений в США, судить о подлинном размахе этого вида преступлений очень сложно в силу того, что он не попадает в официальную статистику. «Беловоротничковая» преступность, вместе с тем, охватывает не только «чисто» экономические преступления, но и взяточничество, экологические, компьютерные преступления и нарушения антитрестовского законодательства.

Зарубежные, и в том числе американские специалисты к экономическим преступлениям обычно относят таможенные и налоговые преступления, мошенничество в предпринимательской деятельности. Последнее включает в себя организацию фиктивных фирм и акционерных обществ, мошенническое банкротство, злоупотребление доверием, обман кредиторов, валютные преступления, подделку денежных знаков и документов, различные проявления монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.

В литературе, посвященной проблеме налоговых преступлений, в целом дается высокая оценка налоговому законодательству США. В федеральном законодательстве США составы экономических преступлений содержатся не только в разделе 18, но и также в целом ряде других: раздел 26 описывает, помимо иных налоговых правонарушений, также налоговые преступления, в разделе 15 содержатся некоторые составы мошеннических действий «белых воротничков» и т.д. В целом здесь отсутствует стройная система кодификации и поэтому ориентироваться в Своде законов непросто. Кодексы некоторых штатов стоятся по иному принципу.

Также как и в российском уголовном законодательстве в Англии и США к экономическим преступлениям относят все преступления, направленные против предпринимательской деятельности, в том числе кражи и мошенничества. При этом считается, что такие преступления совершаются в совокупности с такими преступлениями, как незаконный оборот наркотических средств, незаконный оборот оружия, дачи и получения взяток, а также терроризм. Отличительной особенностью законодательства США является и то, что при разработке законодательства в сфере противодействия совершения экономических преступлений законодатель разработал нормативные акты, направленные не на регламентацию процессуальных механизмов уголовного преследования и жестких санкций за подобного рода деяния (которые тем не менее установлены отдельными нормами Свода законов США — U. S. Code), а на выработку специальных норм по предупреждению этого явления, что является положительным опытом и для законодательства Казахстана. Детальную проработку этих предупредительных мер, американские законодатели последовательно осуществляют на протяжении нескольких десятилетий, и к настоящему моменту как минимум десять нормативных актов, направлены на предупреждение совершения экономических преступлений.

В 1993 году в Великобритании также были приняты нормы, направленные на предупреждение и профилактику экономических преступлений, К примеру, Закон «Об уголовной ответственности за действия по легализации доходов, полученных в результате совершения любого преступления», Положение «О противодействии отмыванию денег», которое определило процедуры внутреннего контроля, включающие идентификацию клиентов, учет сомнительных операций клиентов, внутреннее информирование уполномоченных сотрудников о сомнительных операциях клиентов, обмен информацией в целях выявления и предупреждения отмывания денег.

1.4 Предупреждение экономических преступлений

Предупреждение преступлений в сфере экономики представляет собой неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

С учетом сказанного важнейшее значение для предупреждения рассматриваемого вида преступлений имеют общесоциальные меры. Они направлены на: раскрепощение предприимчивости, создание условий для реализации творческого потенциала личности в области экономических отношений путем свободного выбора любых форм хозяйствования с использованием государственной, коллективной и частной собственности; обеспечение равной правовой защиты предпринимательства в государственном и альтернативном секторах экономики; создание необходимой рыночной инфраструктуры. Общее предупредительное значение имеет внедрение демократических принципов саморегуляции экономических процессов на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления.

Актуальное значение в плане предупреждения хозяйственных преступлений имеют мероприятия по широкому техническому перевооружению промышленности, переходу на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии; увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий; замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Специально-криминологические меры, становясь обязательным компонентом управленческих решений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда и вовсе делают невозможным, перерастание менее опасных хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.