Смекни!
smekni.com

Доказывание по делам о хулиганстве (стр. 7 из 12)

В ходе очной ставки по уголовным делам о хулиганстве особую проблему составляет ее начало. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 192 УПК РФ в начале очной ставки следователь выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Однако естественным является тот факт, что существует прямая зависимость между тем, насколько грубо был нарушен общественный порядок и тем, насколько плохи отношения между такими участниками уголовного судопроизводства, как подозреваемый (обвиняемый) и потерпевший. С другой же стороны, чем "нейтральнее" были их отношения до очной ставки, тем в большей степени можно говорить о том, что в действиях лица содержится состав хулиганства.

В связи с вышеизложенным представляется, что в начале очной ставки следователь (дознаватель) должен задавать вопрос не о характере отношений между участниками на момент производства очной ставки, а о том, в каких отношениях они находились на момент совершения лицом деяния.

Кроме того, имеет значение не только тот факт, были ли участники очной ставки между собой ранее знакомы, но и-то, получал ли информацию об одном из участников очной ставки другой участник от третьих лиц.

Предъявление для опознания в соответствии со ст. 193 УПК РФ представляет собой следственное действие, в ходе которого ранее допрошенное лицо опознает лицо, предмет или труп, относительно которых ранее были даны показания.

Опознание по уголовным делам о хулиганстве, как правило, производится в следственных ситуациях, когда имеются очевидцы совершенного преступления, но само лицо с места преступления скрылось. Впоследствии оно могло быть установлено оперативно-розыскным путем, однако достаточные доказательства, позволяющие привлечь данное лицо в качестве обвиняемого, пока что отсутствуют.

Как указано в ст. 193 УПК РФ, опознанию должен в обязательном порядке предшествовать допрос опознающего лица о приметах и особенностях, по которым лицо может быть опознано.

При совершении хулиганства очевидец мог и не в полной мере обращать внимание на приметы лица, его совершившего. Поэтому особое внимание в ходе допроса следует уделять получению примет на основе методики ассоциативных связей (на кого мог быть похож хулиган, какие приметы запомнились в наибольшей мере и т.п.). Возможно и целесообразно предъявление таблиц с описанием примет внешности, а также таблиц с портретами большого количества "нейтральных" лиц различных типов с тем, чтобы очевидец смог указать, какие отдельные черты лица похожи на черты лица хулигана и чем именно. При этом в протоколах допроса следует избегать общих высказываний типа "я его узнаю из тысячи человек", "я смогу узнать его и в темноте" и т.п. Никакого доказательственного значения такие утверждения не несут, особенно если они не подтверждены конкретными приметами хулигана.

Также следует обращать особое внимание на то, по каким именно приметам - по приметам внешности или по приметам одежды - опознающий будет осуществлять опознание. Если в ранее данных показаниях акцент делается на приметы одежды, то предъявлять лицо для опознания в этой одежде будет неверным. Следует предъявлять отдельно каждый предмет одежды, приметы которых в ходе допроса сообщил опознающий. Если же лицо может быть опознано и по одежде, и по чертам внешности, то целесообразно предъявлять для опознания и человека, и предметы одежды по отдельности. При предъявлении человека для опознания опознающий должен быть уведомлен о том, что в момент совершения хулиганства на человеке были надеты другие вещи, которые будут предъявлены (или были предъявлены) отдельно.

Что касается предъявления лица для опознания, то в ходе предварительного расследования хулиганства могут возникать ситуации, когда опознаваемое лицо может явиться на допрос с адвокатом (подозреваемый или обвиняемый - с защитником). Однако в ст. 193 УПК РФ, в отличие от статей, регламентирующих допрос и очную ставку, правила участия данной процессуальной фигуры отсутствуют. Представляется, что это наносит определенный вред доказыванию в целом, поскольку нарушение правил опознания может повлечь незаконное и необоснованное привлечение к уголовной ответственности и осуждение невиновного лица.

Данное правило, правда, порождает новую проблему: как поступить, если предъявление лица для опознания производится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего? По общему правилу, закрепленному в ч. 8 ст. 193 УПК РФ, понятые в данном случае находятся в месте нахождения опознающего. Представляется, что адвокат свидетеля, предъявляемого для опознания, должен находиться в том же месте, в котором находится опознаваемый, с тем, чтобы следить за соблюдением закона при расстановке предъявляемых для опознания лиц и за тем, чтобы они были внешне сходны друг с другом. Это же правило следует распространить и на случаи, когда в опознании участвует защитник подозреваемого или обвиняемого.'

Кроме лица, в рамках проверки доказательств по уголовным делам о хулиганстве для опознания могут предъявляться предметы. Это могут быть предметы одежды, которые на месте преступления оставил хулиган, а также оружие или иной предмет, который был использован в качестве оружия.

Если же речь идет об оружии или об ином предмете, который был использован в качестве оружия, то в данном случае особое значение приобретает не только тот факт, каковы приметы этого оружия или предмета, но и то, каким образом оно было использовано. Например, если в ходе хулиганства из пистолета или иного оружия был произведен выстрел или раздался иной специфический звук, то данный объект может быть предъявлен для опознания по функциональным особенностям (специфическому звуку выстрела, иному звуку, издаваемому предметом, который был использован в качестве оружия).

Проверка показаний на месте согласно ст. 194 УПК РФ заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия.

В ходе доказывания хулиганства проверка показаний на месте, в отличие от следственного эксперимента, позволяет установить действительные обстоятельства произошедшего события, не сопровождая их теми же действиями, что совершались в ходе хулиганства. Так, не обязательно демонстрировать оружие или иные предметы, приспособленные в качестве оружия, в общественном месте, повторно воспроизводить те повреждения, которые были оставлены на предметах, и т.п. В ходе проверки показаний на месте определяющим признаком является тот факт, что данное следственное действие всегда производится на том же месте, о котором ранее были даны показания. Вместе с тем это не означает, что по уголовным делам о хулиганстве проверка показаний может происходить только на месте совершения хулиганства. Это может быть и то место, на котором подозреваемый (обвиняемый) выбросил, уронил или спрятал оружие либо иной предмет, который был использован в качестве оружия. Также важное доказательственное значение имеет маршрут, по которому лицо скрылось после совершения хулиганских действий, поскольку это позволит сравнить показания подозреваемого (обвиняемого) с показаниями иных лиц, а также установить лиц, которые впоследствии будут допрошены в качестве свидетелей.

В правовой регламентации данного следственного действия применительно к специфике хулиганства также возникают некоторые проблемы.

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от следственного эксперимента, в ч. 3 ст. 194 УПК РФ закреплен запрет проводить одновременную проверку на месте показаний нескольких лиц. Подобный запрет имеет определенную цель - не допустить, чтобы один участник дал показания на месте под воздействием показаний другого лица (лиц). Несомненно, такое правило вполне уместно. Однако, с другой стороны, при доказывании хулиганства наилучший результат может быть получен в тех случаях, когда будут проверяться показания нескольких лиц одновременно. Это позволит реально оценить степень нарушения общественного порядка, воспроизвести механизм действий, а во многих случаях - собрать новые доказательства, подтверждающие причастность конкретного лица к совершению преступления или, наоборот, устанавливающие его непричастность.

Также весьма важное значение в ходе доказывания хулиганства имеет производство судебной экспертизы. Как показывает практика, при расследовании данной категории уголовных дел судебные экспертизы производятся достаточно часто.

Прежде всего, по всем уголовным делам, по которым преступление было совершено лицом в состоянии алкогольного опьянения, производятся судебно-наркологические экспертизы. Для назначения такой экспертизы вовсе не обязательно, чтобы лицо было задержано в момент совершения хулиганства в состоянии алкогольного опьянения и чтобы было произведено его освидетельствование на предмет состояния алкогольного или наркотического опьянения. Исходная информация может содержаться в показаниях свидетелей, потерпевшего. Также в ходе осмотра места происшествия могут быть обнаружены пустые бутылки из-под спиртных напитков, которые оставил хулиган. Если спиртное приобреталось в находящемся рядом магазине, целесообразно допросить об этом продавцов. Также в ряде случаев продавец может опознать лицо как купившее спиртные напитки.