Смекни!
smekni.com

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства (стр. 5 из 7)

Выявив доказательства, полученные с нарушением требований уголовно- процессуального закона, и признав их в соответствии с положениями ст. 75 и ч.3 ст.88 УПК РФ недопустимыми, прокурор выносит об этом соответствующее постановление. Поскольку такие доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, уголовное дело следует возвратить для пересоставления обвинительного заключения для исключения из него таких доказательств либо, если оставшихся в деле доказательств недостаточно для поддержания обвинения в суде, - для производства дополнительного расследования.

При оценке доказательств с точки зрения их допустимости необходимо учитывать положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", в котором было разъяснено, какие доказательства являются допустимыми.

Согласно обоснованной позиции Верховного Суда РФ, если при собирании и закреплении доказательств были нарушены гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина или установленный уголовно- процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами, то такие доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, то есть недопустимыми.

2. важный блок вопросов, которые должны быть рассмотрены в обязательном порядке при изучении материалов уголовного дела, связан с соблюдением требований уголовно- процессуального закона при вынесении постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявлении обвинения.

Наиболее часто при вынесении постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого допускаются следующие ошибки:

- не указывается время, место, способ, цель и мотив совершения преступления, наступившие в результате его совершения последствия и причинно- следственная связь между ними;

- недостаточно полно конкретизируются преступные действия обвиняемого;

- не указываются диспозиция статьи уголовного закона, квалифицирующие признаки, части и пункты соответствующей статьи УК РФ;

- допускаются несоответствия между формулировкой обвинения и описанием преступления, формулировкой обвинения и квалификацией деяния, резолютивной частью, содержащей решение о привлечении лица в качестве обвиняемого по конкретному пункту, части и статье УК РФ и описательно- мотивировочной части соответствующего постановления.

Следует удостовериться в соблюдении следователем регламентированного УПК РФ порядка предъявления обвинения, в частности, содержащегося в ч. 1 ст. 173 УПК РФ требования о немедленном допросе обвиняемого после предъявления обвинения.

Если при окончании предварительного расследования предъявленное ранее обвинение в какой- либо части не нашло своего подтверждения, то прокурор должен убедиться в том, что уголовное преследование в этой части, в соответствии с ч.2 ст. 175 УПК РФ, прекращено путем вынесения следователем соответствующего постановления, отвечающего требованиям предусмотренным в ч. 4 ст. 7 УПК РФ требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

3. Правильность уголовно- правовой квалификации содеянного и наличие оснований для ее изменения также подлежат обязательной проверке. Важность этого вопроса обусловлена следующим. Во- первых, изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, только если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ч.2 ст. 252 УПКРФ). Во - вторых, институт возвращения судом уголовных дел для производства дополнительного расследования в УПК РФ упразднен. Поэтому допущенная в досудебных стадиях уголовного процесса ошибка в квалификации содеянного, когда в действиях обвиняемого содержится более тяжкий либо существенно отличающийся от предъявленного в ходе расследования состав преступления, не сможет быть исправлена при рассмотрении уголовного дела в суде и приведет к вынесению оправдательного приговора, чем существенно будут нарушены права и законные интересы потерпевших, лишенных фактической возможности реализовать свое конституционное право на судебную защиту и компенсацию причиненного им преступлением материального и морального вреда.

При проверке правильности уголовно- правовой квалификации содеянного прокурорам следует учитывать наиболее часто возникающие при этом трудности.

Первая состоит в правильности квалификации сходных составов преступлений, разграничение которых между собой и теоретически, и практически достаточно сложно (например, вымогательство и самоуправство, похищение человека и незаконное лишение свободы и др.)., а также ограничение уголовных преступлений от административных проступков.

Вторая- в достаточно широко распространенной в работе органов предварительного расследования практике умышленного завышения квалификации действий, инкриминируемых обвиняемому. при этом следует отметить, что необходимым условием принятия прокурором законного и обоснованного решения является знание и правильное понимание уголовного, уголовно- процессуального, административного законодательства и судебной практики.

При выявлении допущенных нарушений прокурор вправе, руководствуясь п.2 ч. 1 ст.221 УПК РФ, вернуть уголовное дело следователю для изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого.

4. При изучении дела необходимо проверить выполнение следователем требований ч. 5 ст. 109 УПК РФ о предъявлении материалов оконченного расследованием уголовного дела обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей.

Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению при этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.

5. перед направлением уголовного дела в суд следует убедиться в отсутствии оснований для прекращения уголовного дела (уголовного преследования), предусмотренных ст. ст. 24 и 27 УПК РФ, при этом следует помнить, что обстоятельства, исключающие преступность деяния, закреплены и в главе 8 УК РФ. к ним отнесены: необходимая оборона (ст. 37 УК РФ), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ), физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ), обоснованный риск (ст. 41 УК РФ), исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ). При наличии какого- либо из названных обстоятельств уголовное дело подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.

Кроме того, уголовное дело о преступлениях небольшой или средней тяжести может быть прекращено в связи с примирением сторон (ст.ст. 25 УПК РФ, 27 УПК РФ) и деятельном раскаянием (ст. 28 УПК РФ, ст. 76 УК РФ). Поэтому данные о наличии (отсутствии) в материалах уголовного дела названных обстоятельств по делам указанной категории также должны быть проверены и оценены прокурором.

6. Проверка соблюдения положений УПК РФ, регламентирующих реализацию прав обвиняемого также входит в предмет надзорной деятельности. Если обвиняемый в ходе предварительного расследования отказался от защитника, то следует проверить в материалах дела, было ли выяснено, какими причинами вызван такой отказ, не является ли он вынужденным, были ли следователем обеспечены условия для фактической реализации конституционного права обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи, особенно остро стоит этот вопрос с учетом предписаний п.1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ, в соответствии с которым показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе судебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, признаются недопустимыми доказательствами.

Как существенное нарушение права обвиняемого на защиту следует рассматривать неправомерное ограничение права обвиняемого, его защитника и законного представителя знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из него любые сведения в любом объеме. При этом следует учитывать, что ч.3 ст. 217 УПК РФ допускает возможность ограничения срока для ознакомления с материалами уголовного дела только в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, и его защитника. В отношении иных обвиняемых такое ограничение недопустимо.

Необходимо проверить, ознакомлен ли обвиняемый и его защитник с вещественными доказательствами, а при наличии их ходатайства - с фотографиями, материалами аудио- и видеозаписи, киносъемки и иными приложениями к протоколам следственных действий. Если в удовлетворении ходатайства им было отказано, следует отметить, отвечает ли соответствующее постановление следователя требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

При раздельном ознакомлении с делом обвиняемого и его защитника необходимо проверить, имеется ли в материалах дела соответствующее ходатайство названных участников процесса, а также процессуальное решение следователя о его удовлетворении в форме постановления.

Следует также удостовериться в выполнении возложенной на него ч.5 ст. 217 УПК РФ обязанности по разъяснению обвиняемому при наличии к тому оснований права последнего ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, судебной коллегией из трех судей, о применении особого порядка судебного разбирательства и о проведении предварительного слушания. Это имеет важное значение, поскольку нарушение данного предписания закона препятствует рассмотрению уголовного дела судом, влечет его возвращение прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ.