Смекни!
smekni.com

Сущность источников права (стр. 1 из 2)

План

Введение

Сущность права

· Экономический строй общества и право

· Классово-волевая природа права

· Основные теории о сущности и происхождении права

Источники права

Понятие исторического типа права

Тип права в современной России

Заключение

Список литературы

право источник


Введение

Самой большой проблемой при изучении права является попытка определить «что есть право», дать определение понятию «право». И дело не в том, что определение невозможно дать, а в том, что представлений о праве слишком много. Причиной этого феномена является многогранность права, его тесная связь со всеми сторонами общественной жизни. Право – огромный кристалл и каждый описывает лишь ту его грань, которую видит. Сущность права еще не раскрыта до конца, ученые сходятся во мнениях только на главную функцию права – быть нормативно-регулятивной системой общества.


Сущность права

· Экономический строй общества и право

«Нормативно–регулятивная система общества – особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.

Признаки нормативно-регулятивной системы общества:

искусственная система.[1]

Инстинкт продолжения рода и инстинкт самосохранения – два главных инстинкта, присущие всем живым существам. Но человек в отличии от животных обладает разумом, поэтому тысячи лет он пытается найти наиболее эффективный способ выжить и передать себя в потомках. Если судить по тому, что человек – доминантный вид на планете, то он нашел этот способ (способ поведения среди себе подобных). Люди создали искусственную систему – систему свобод, запретов, правил поведения и наказаний и она работает. Система – не идеальна, но эффективна. И название у этой системы – право.

«Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях»[2]

Определяющими факторами для права есть экономический и политический факторы, т.е. экономический и политический строй государства.

На заре времен люди объединились, чтобы выжить перед голодом, холодом и хищниками. Им это удалось, более того они научились выращивать растения, разводить скот, добывать огонь, строить дома. Люди стали жить сытнее и теплее, добывать еды больше, чем могли бы съесть. Еду начали менять на предметы роскоши, развивались ремесла. Произошло разделение труда (крестьяне, скотоводы, ремесленники, купцы). Именно в это время люди осознали, чтобы заработать на хлеб с маслом, не обязательно работать всем вместе и руками, а можно работать лишь головой и одному. Оказалось, что не все люди равны, что можно хитростью, силой завоевать, наторговать себе богатство. Это богатство станет уже не общей, а частной собственностью. И тут выяснилось, что для регулирования жизни в обществе недостаточно обычаев и религиозных табу. Нарушилось ровное течение жизни, возникли первые государства. Общество быстро развивалось, подталкиваемое желанием людей выжить, жить хорошо и дать счастливое детство своим детям. Но люди не могут жить в хаосе, в самой шумной детской игре есть правила. Если же их нет, то их надо выдумать.

Первые законы возникли из обычаев, санкционированных государством, и из правил, сформулированных правительством. Эти правила закрепляли экономические основы государства. Если основной рабочей силой в государстве являются рабы, то нужно оставить им как можно меньше возможностей освободиться и закрепить права их хозяев.

«…..последствия массовых нарушений принципов обмена, закрепленных юридическими нормами, пострашнее любых санкций, которые может применить государство к тем, кто не соблюдает его, государства, предписаний !»[3]

Если бы выпустили на свободу половину рабов Великого Рима, он не стал бы Великой Римской Империей, а государство просто бы развалилось.


· Классово-волевая природа права

«По сущности права можно судить о том, какие цели преследуются и достигаются с помощью юридических средств и чьи интересы выражают законы и правовые нормы, кому служит право в целом»[4]

Отличительною особенностью государства является его деление на классы. Деление может производиться по виду деятельности людей, по происхождению, по способностям, по богатству, национальным или религиозным признакам. Граница между классами может быть размытой или непреодолимой. Главное – это степень влияния на государство и право, которой обладает каждый класс. Большевики сумели свергнуть царя и построить Советский Союз, потому что они сделали ставку на тех, кто был основой экономики Империи: рабочих и крестьян. Большевики стали их идейными лидерами, политической властью. Но до революции простой народ и не осознавал, насколько он важен для страны, и, как можно влиять на власть имущих. Власть имущей в Российской Империи была самодержавная царская семья. А классом, обладающим наибольшим влиянием, были помещики-дворяне, как крупнейшие землевладельцы в стране. Следовательно, основные законы Российской Империи были направлены на утверждение и сохранения прав царя и дворян.

Но право отражает в себе волю не только отдельных индивидуумов, но и всеобщую волю народа. Ведь всегда есть то, что объединяет все классы. В прошлые века этим стержнем была религия. Именно библейские заповеди легли в основу европейского права и были записаны в позитивных законах. Правда богатые и знатные считали, что наказание за грехи для них не должно быть таким суровым, но в какой-то мере интересы и воля всех классов здесь совпадали. Следует отметить, что большинство людей довольно своим положением, как бы низко на ступени социальной иерархии они не стояли. Этим они и проявляют свою волю.

· Основные теории о сущности и происхождении права

Существует множество правовых теорий, но если выделить их основные идеи и суммировать, получится , что большинство идей составляют две антагонистические теории: естественное право и позитивное право. Эти две концепции являются и старейшими в истории.

Первым сформулировал понятие, что есть естественное право, римский юрист Ульпиан. «Естественное право (iusnaturale) - это то, которому природа научила все живое : ибо это право присуще только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные даже дикие обладают знанием этого права.»

Следствием из этого положения Ульпиана должно быть, что человек имеет от рождения право на жизнь, свободу, брак, рождение детей, но тут же следом в Дигестах Ульпиан рассуждает о том, будет ли рабом ребенок, зачатый рабыней.

«Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования»[5]

Последователи естественного права главным образом отстаивают естественные неотчуждаемые права человека: право на жизнь , честь, личную свободу, свободу слова и вероисповедания. Эти права даны человеку Богом или высшими силами природы. А право как система должно быть добрым , беспристрастным и справедливым и определять, насколько справедливы позитивные писаные законы.

Гегель определял идею, душу права как свободу.[6] И эта свобода должна выражаться в праве иметь частную собственность и уважать свободу и частную собственность других людей. Но нормы естественного права не имеют силы, поэтому нужны законы, законодатели и принудительная сила государства.

Естественное право оказало большое влияние на многие современные государства, и их Конституции представляют собой смесь экономических, политических и ценностно-нравственных норм. Так, например, в Конституции нашей страны говориться: «…..чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость….. мы принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» А в главе 1, ст. 2: «Человек , его права и свободы являются высшей ценностью»

Позитивное право включает себя и юридический позитивизм, и нормативистскую теорию. Они были разработаны Джоном Остином и Г. Кельзеном не так давно. Но основы позитивизма заложены с древних времен. Господином всей страны считали Бога, а царь, король, фараон и т.д. был наместником, голосом бога на земле. А веления Бога не обсуждаются, какими они бы ни были, ведь право – это повеления главы или правительства страны».

«….. источником права является только суверенная власть.»[7]

«Право – это возведенная в закон воля господствующего класса» В. И. Ленин.

Представители этой концепции резко расходятся во взглядах с представителями естественной теории. Они считают, что сильная власть важнее признания естественных прав человека и дискуссий , является ли закон положительным с точки зрения морали. Они отождествляют право и писаный закон. Но при всех недостатках позитивного права без него, без конкретных норм, правил поведения, изложенных четким и сухим языком невозможна работа нормативно-регулятивной системы общества.


Источники права

В широком смысле источниками права являются:

1. Материальные источники (условия жизни людей, система производства, обмена и распределения товаров и услуг)

2. Идеальные источники (правовое сознание).

3. Юридические источники – это правила, признаваемые общеобязательными и охраняемые государством.

Право изучает в основном юридические источники. Правила, прежде чем стать общеобязательными, могут возникнуть где угодно, а общеобязательными их делает воля народа или суверена.

Большинство ученых признают источниками права: 1) обычай; 2) судебную практику или судебный прецедент; 3) нормативный договор; 4) нормативно-правовой акт.