Смекни!
smekni.com

Новая Конституция Сербии (стр. 3 из 4)

Это значит, что главный прокурор республики и все другие прокуроры будут избираться и освобождаться от должности Народной Скупщиной, но теперь по предложению Правительства. Другое важное новшество противоречит нынешней системе. Речь идет об отмене до сих пор действующей непрерывности функции прокурора, вернее о введении 6-летнего мандата, с возможностью повторного выбора. Этим непосредственно укрепляется влияние политической, вернее исполнительной власти на работу прокуратуры. Одновременно, вопреки доныне существующему законному решению, заместители прокуроров, после трехлетней «пробной работы», назначаются на постоянную функцию Государственным советом прокуроров.

5. Конституционный суд Сербии сохранил свои прежние полномочия. Однако он получил и несколько новых, причем значительных полномочий. В первую очередь, он будет оценивать соответствие закона и других общих актов общепринятым правилам международного права и подтвержденным международным договорам, а также соответствие этих договоров Конституции.

Крупным новшеством является введение предварительной оценки конституционности закона, утвержденного голосованием, но еще не вступившего в силу. Такая оценка производится по предложению как минимум одной трети депутатов. Недостаток данного решения состоит в том, что такое же право не предоставляется и Президенту Республики. Существует также большой риск оспаривания оппозиционными партиями любого закона в Конституционном суде с целью срыва деятельности законодательного органа власти. Отметим попутно, что всего несколько конституций в мире одновременно предусматривают и предварительную оценку закона, и оценки его конституционности после принятия.

Новой Конституцией вводится конституционная претензия, о которой долгое время говорилось и которую может предъявить любой гражданин по отдельным актам или действиям государственных органов и организаций, имеющих общественные полномочия, которыми нарушаются или ущемляются права человека или права и свободы меньшинств, гарантированные Конституцией, при условии, что исчерпаны или же не предусмотрены другие юридические средства для их защиты. Введение этого важного средства конституционно-судебной защиты граждан представляет собой хорошее решение, но и станет проблемой для Конституционного суда. А именно – Конституционный суд должен быть эффективным в решении конституционных претензий, которых вероятно будет много, так как граждане Конституционный суд будут воспринимать как кассационный суд по отношению к другим судам. Законом и регламентом Конституционного суда нужно будет четко упорядочить процедуры и выработать критерии для признания конституционной претензии.

Новым в Конституции является введение такого полномочия Конституционного суда, как права решать, нарушил или нет Президент Республики Конституцию, о чем мы уже ранее упоминали.

Будущий Конституционный суд будет иметь в своем составе 15 судей (раньше было 9), избранных, то есть утвержденных на 9 лет, причем избираться и утверждаться они могут не более чем два раза.

Отмена прежнего принципа непрерывности функции судей Конституционного суда может, в принципе, быть спорным вопросом, поскольку напрашивается вывод, что такое решение обусловлено политическими причинами, то есть намерением политической власти обеспечить повторными выборами определенный контроль над работой этого исключительно важного суда и в юридическом, и в политическом смысле. С другой стороны, хорошо то, что Конституция предусматривает условия для выбора судей Конституционного суда. Согласно новым условиям, таким судьей должен быть выдающийся юрист в возрасте как минимум 40 лет и имеющий хотя бы 15-летний опыт работы в области юриспруденции. Сам выбор судей делается по новой и сложной процедуре. А именно – одну треть, то есть 5 судей, назначает Скупщина из 10 кандидатов, предложенных Президентом Республики. Вторая треть назначается Президентом из 10 кандидатов, предложенных Скупщиной, а третья треть назначается Верховным кассационным судом из 10 кандидатов, предложенных Высоким советом судоустройства и Государственным советом прокуроров на совместном заседании. Такая система выбора восстанавливает равновесие всех трех ветвей власти. Полезная новизна на фоне положений предыдущей Конституции – это то, что судьями Конституционного суда могут быть и профессора юридического факультета, и то, что председателя будут избирать сами судьи на трехлетний период. Остается, правда, реальное опасение, что на выбор двух третей судей Конституционного суда будут в большой степени влиять и политические критерии, и расстановка сил двух политических органов – Скупщины и Президента Республики.

6. Конституционное положение автономных областей и районов, в сущности, остается прежним. Конституция, таким образом, задерживает ассиметричную систему территориальной автономии. При этом о Косове, по причине нерешенного статуса области, говорится, что его «существенная автономия» будет регулироваться особым законом, который утверждается конституционным актом. Очевидно, что введение понятия «существенная автономия» вытекает из политических документов о будущем статусе Косова, принятых Народной Скупщиной в качестве основы для переговоров с международным сообществом. Эта формулировка вытекает из конституционной преамбулы, исходящей из того, что «область Косово и Метохия является составляющей частью территории Сербии, и имеет существенную автономию в рамках суверенного государства Сербия». Хотя это совсем непривычное решение, данная часть преамбулы имеет целью дополнительно конституционно закрепить статус Косова как части Сербии и укрепить легитимность и авторитет нашей делегации на переговорах. Конечно же, и обратить таким образом внимание международного сообщества на необходимость уважения международного права, фундаментальным принципом которого является неизменность границ суверенных государств, то есть их территориальная целостность и уважение их государственного суверенитета.

Конституция впервые предусматривает возможность формирования новых автономных областей и отмену или объединение существующих автономных областей согласно конституционной процедуре, подразумевающей и обязательный референдум граждан. Новшеством является и положение о финансовой автономии, об имуществе и доходах области. Так бюджет автономной области Воеводина должен составлять как минимум 7% общего бюджета республики. Причем 3% из этих 7% должно использоваться для финансирования капитальных расходов. Не учтено, следовательно, ни одно из требований относительно существенного расширения полномочий автономии, которые имели бы характеристики государственных функций, таких как судебная, а также законодательная. Однако это ущемление полномочий автономии в определенной степени возмещены ее более широкими финансовыми функциями.

Местные администрации в основном сохранили свой прежний конституционный статус, причем районная администрация самостоятельно отныне может самостоятельно распоряжаться районным имуществом. Предусматривается, что учреждению, отмене и смене местонахождения единицы местного правления должен предшествовать референдум. По старой Конституции председатель районной администрации, возглавляющий исполнительную власть, избирается непосредственно гражданами, они же и снимают его с должности. Новая Конституция предусматривает, что решение о выборе в исполнительные органы района в соответствии с законом и статутом принимает районный комитет.

7. И, наконец, еще одна серьезная конституционная новизна – порядок внесения изменений в Конституцию. Изменения и в будущем будут вноситься большинством народных депутатов (две трети от общего числа!). Причем теперь отменены референдум (до сих пор являвшийся обязательным) и наличие большинства из общего числа избирателей для принятия конституционных изменений. Вместо этого предусмотрена возможность вынесения Скупщиной решения о том, что акт об изменениях в Конституции должны подтвердить граждане республики путем республиканского референдума. Из этого правила исключением могут стать случаи, когда изменения в Конституции относятся к ее преамбуле, конституционным принципам, правам человека, правам и свободам меньшинств, устройству власти, провозглашению военного и чрезвычайного положений, нарушение прав человека, прав и свобод меньшинств во время военного и чрезвычайного положений, а также к процедуре внесения изменений в Конституцию. В этих случаях референдум обязателен, но при этом он лишается прежнего очень высокого и нелегко достижимого ценза.

В будущем референдум будет считаться состоявшимся, а изменения в Конституцию будут приняты, если за них свои голоса отдаст большинство избирателей, пришедших на выборы. Таким образом, референдум будет простой процедурой дополнительного демократического узаконения изменений в Конституцию, а Конституция практически будет изменяться депутатами (правда, преобладающими большинством в две трети голосов). Определенные изменения в последующие годы будут обязательно вноситься в Конституцию – в процессе сближения с Европейским Сообществом и полной гармонизацией отечественного и европейского права, и в особенности после того, как будет принята европейская Конституция.

После вновь обретенной независимости Сербия получила новую Конституцию, благодаря которой она будет быстрее сближаться с Европой. Эта Конституция принята консенсусом парламентских партий, между которыми существует большие различия в их программах, идеологиях и политических задачах. Каждой из этих партий пришлось пойти на уступки и компромиссные решения, которые, несомненно, сказались на качестве новой Конституции. Однако следует признать, что, несмотря на все свои недостатки, новая Конституция – это Конституция демократического общества. местный самоуправление конституционный