Смекни!
smekni.com

Умышленное причинение вреда здоровью (стр. 3 из 10)

С объективной стороны это преступление заключается в причинении тяжкого вреда здоровью (фактически опасного для жизни телесного повреждения), которое вызвало, явившись непосредственной причиной, еще

более тяжкое последствие - смерть потерпевшего. Если причина наступления смерти состоит в ином, например в неумело оказанной медицинской помощи, индивидуальных особенностях организма потерпевшего, ч. 4 ст. 111 УК вменена лицу, которое умышленно причинило тяжкий вред здоровью потерпевшего, быть не может.

Наибольшую трудность представляет оценка субъективной стороны рассматриваемого преступления. Ее специфика в том, что это преступление совершается с двумя формами вины, т. е. характеризуется умыслом (прямым или косвенным) относительно причинения тяжкого телесного повреждения и неосторожностью (легкомыслием либо небрежностью) относительно причинения смерти потерпевшему. Это означает, что причинение смерти не охватывалось умыслом виновного, однако он предвидел возможность ее наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на ее предотвращение либо не предвидел, но должен был и мог предвидеть возможность наступления смерти. Только такая трактовка вины в этом случае и позволяет отграничить содеянное от убийства, при котором лицо желает или сознательно допускает смертельный исход, и от причинения смерти по неосторожности, при котором всегда отсутствует умысел на причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Совокупность преступлений образует причинение в разное время тяжкого вреда здоровью двух или более потерпевших, а также посягательство на здоровье одного и того же лица, но по вновь возникшему умыслу. Напротив, действия виновного, совершенные в отношении одного и того же человека в течение непродолжительного периода времени, с единым умыслом, по единому мотиву рассматриваются как единое преступление и должны квалифицироваться только по ст. 111 УК (соответствующей части). Одновременное причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц квалифицируется по п. «б» ч. 3 ст. 111 УК.

Частью 4 ст. 111 УК РФ предусмотрен один особо квалифицирующий признак второго уровня - совершение деяния, ответственность за которое установлена ч. 1, 2 или 3 данной статьи, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Этот признак по содержанию идентичен причинению смерти по неосторожности, предусмотренному ст. 109 названного УК и применительно к ней охарактеризованному.

Причинение средней тяжести вреда здоровью означает, что причинен не опасный для жизни человека и не повлекший последствий, указанных в ст.

111 УК, вред здоровью, который вызвал: а) длительное расстройство здоровья или б) значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Под длительным расстройством здоровья в экспертной практике понимаются непосредственно связанные с повреждением последствия (заболевания, нарушения функции и т. д.) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня). Под значительной стойкой утратой общей трудоспособности менее чем на одну треть понимается утрата такой трудоспособности от 10 до 33% включительно.

К такого рода причинению вреда здоровья, в частности, относятся трещины и переломы мелких костей, одного - трех ребер на одной стороне, вывихи в мелких суставах, потеря пальца руки или ноги.

вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Признаки, характеризующие объект и субъективную сторону умышленного причинения легкого вреда здоровью не отличаются от соответствующих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 111 УК РФ.

Объективная сторона данного преступления выражается в деянии, последствии и причинной связи между ними. В диспозиции ст. 115 этого УК деяние не названо, не определено и может проявляться в действии или бездействии.

В качестве последствия предусмотрено причинение легкого вреда здоровью в виде альтернативно: 1) кратковременного расстройства здоровья или 2) незначительной стойкой утраты трудоспособности.

Субъект рассматриваемого преступления - физическое «меняемое лицо, достигшее 16 лет.

В ч. 2 ст. 115 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак, характеризующий совершение этого преступления из хулиганских побуждений, совпадающий по содержанию с одноименным признаком, обрисованным применительно к убийству.

Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего лицом, находящимся в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, относится к преступлениям против здоровья, совершенным при смягчающих обстоятельствах. Это обусловлено особым психическим состоянием виновного, которое снижает способность руководить своими действиями и вызвано поведением самого потерпевшего.

Термин "аффект" впервые закреплен в Уголовном кодексе. В литературе существовали различные позиции по поводу легального закрепления понятия "аффект". Профессор Б. Сидоров считал правильным включить в закон только понятие "аффект", так как, по его мнению, "упрощенное, но неточное истолкование известного психологического понятия, стремление перевести его на более понятный для широкого круга язык играет не положительную роль, а наоборот, существенно затрудняет правильное и единообразное применение норм, регулирующих ответственность за преступления, совершаемые в состоянии аффекта". Другие авторы, наоборот, выступали против замены понятия "внезапно возникшего сильного душевного волнения" термином "аффект", зачастую не мотивируя свою точку зрения. Законодатель, по-видимому, воспринял компромиссную позицию, уравняв по объему понятия "внезапно возникшее сильное душевное волнение" и "аффект". Грамматическое толкование ст. 113 УК РФ приводит именно к такому выводу.

Суды, рассматривая уголовные дела, возбужденные по ст. 113 УК РФ, вынужденно обращаются к данным психологии, особенно в свете последних новелл. Под аффектом в общей психологии понимают сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые являются ответной реакцией на сильный эмоциональный раздражитель, на уже фактически наступившую ситуацию.[9]

Традиционно на протяжении нескольких десятилетий состоянию сильного душевного волнения в психологии соответствовали термины "эмоции" (в узком смысле этого слова) и "аффект".

Оценивая деяния, совершенные в состоянии аффекта, суды, прежде всего обращали внимание на заключения психологических или комплексных психолого-психиатрических экспертиз, в которых констатировалось нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта.

Указание в законе на такой новый фактор детерминации "аффекта", как длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным и/или аморальным поведением потерпевшего, придает "второе рождение" разработкам профессора Э. Побегайло, допускавшего случаи возникновения аффекта не сразу после противоправных действий потерпевшего, а спустя определенное время (например, человек случайно встречает на улице другого человека, который в свое время надругался над его ребенком) .

Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта законодатель относит к менее опасным, так как это преступление совершается в состоянии психофизиологического аффекта, которое может быть вызвано негативными поступками потерпевшего.

Условия уголовной ответственности за это преступление во многом

совпадают с теми, которые предусмотрены ст. 107 УК. В этих случаях также необходимо установить, что сильное душевное волнение вызвано насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Необходимым условием для ответственности по ст. 113 УК является внезапность сильного душевного волнения. Умысел на причинение вреда здоровью также возникает внезапно.

Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью двух или более потерпевших в состоянии аффекта квалифицируется только по ст. 113 УК. По этой же статье влечет ответственность умышленное причинение в состоянии аффекта тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. В данном случае имеется конкуренция ч. 4 ст. 111 и ст. 113 УК, которая разрешается в пользу нормы, предусматривающей состав преступления со смягчающими обстоятельствами, т.е. ст. 113 УК.

Истязание состоит в причинении физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев, если это не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.

Объект и субъективная сторона истязания не отличаются от обрисованных применительно к преступлению, ответственность за которое установлена ст. 111 УК РФ, а субъект - от охарактеризованного применительно к преступлению, предусмотренному ст. 115 этого УК. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется обязательными признаками - деянием, выражающимся только в действии или действиях, последствии, состоящем в причинении физических или психических страданий, причинной связью между деянием и последствием и факультативным признаком, которым может быть причинение легкого вреда здоровью.

Действие или действия заключаются альтернативно: 1) в систематическом нанесении побоев либо 2) в иных насильственных действиях. Согласно п. 50 упоминавшихся Правил побои - это действия, характеризующиеся многократным нанесением ударов. Систематичность представляет собой многократность (не менее трех раз), характеризуемую стереотипом отношения к одному и тому же потерпевшему. Под иными насильственными действиями, как уже отмечалось и следует из определения, содержащегося в ч. 2 п. 51 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, понимается длительное причинение боли щипанием, сечением, причинением множественных, в том числе небольших, повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов или другими аналогичными действиями, например щекотанием.