Смекни!
smekni.com

Юридическая психология 7 (стр. 68 из 81)

В немалой степени психология опознания определяется особенностя­ми личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он нахо­дится. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерян­ность, ненависть и т. п. Эмоциональные переживания нередко сочета­ются с готовностью помочь следствию, в частности изобличить преступ­ника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучаст­ников, родственников, друзей.

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно несовершеннолетнему, престарелому) в связи с его арестом, осуждени­ем, суровым наказанием в случае изобличения. Возможно и опасение ошибки при опознании.

Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания оп­ределяются и особенностями воспринимаемых объектов. Анализ следст­венной практики показывает, что чаще всего объектом опознания явля­ется человек. При этом он может восприниматься непосредственно или опосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, сви­детель не видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие вос­принимают обычно внешность преступника, его физические, возраст­ные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и опи­сать воспринятое за основу берутся далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965, с. 63.

Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают пре­ступника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, не относятся к физическим признакам человека.

При восприятии и последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых при­мет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.

Психологическая характеристика предъявления для опознания осно­вана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных признаков определенного объекта и использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй — опознавательный — они относят к стадии распознавания*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Шехтер М.С. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания. Вопросы психологии. 1963, № 4.

Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представлять интерес для следст­вия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следствен­ного действия, но не исчерпывает его.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впо­следствии предстоит участвовать в опознании, с тем чтобы все нежела­тельные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых различных личностных качеств. Так, возраст потерпев­шего, свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого чело­века считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значитель­но старше их (на 20—25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В пока­заниях пожилых лица 30—40 лет именуются «молодыми людьми»*.

_____________________________________________________________________________ *Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. С. 102.

Говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с дру­гими признаками внешности человека труднее поддается точному уста­новлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опоз­наваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различ­ных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, бо­лезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и "молодой", хотя дей­ствительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Од­нако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после кото­рых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст*.

_____________________________________________________________________________ *Бурданова В.С., Быховский И.Е. Предъявление для опознания на предварительном следст­вии. М., 1975,с. 27.

Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и ины­ми индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, напри­мер, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно много случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника высо­ким, в то время как он был среднего роста.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета име­ют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о при­знаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого че­ловека; фотограф, художник — определить черты внешности; механик, водитель — марку, модель, другие данные автомашины и т. д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная актив­ность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслитель­ные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеют­ся данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности*.

_____________________________________________________________________________ *См.:Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965, с. 101 - 104.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей, — особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереоти­пе и весьма индивидуальны. Тем не менее практика подтверждает воз­можность опознания людей по динамическим признакам.

Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент на­блюдают или прослушивают.

В последние годы все большее значение криминалисты и психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивиду­альных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, исполь­зование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргон­ных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстанов­ка ударений и т.д.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, ис­пользуя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».

В Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом в извест­ность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымога­телем были записаны на магнитную пленку. Большая группа специ­алистов по научной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность. Чтобы внимание слуша­телей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано ис­ключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно оказался искомым преступником*.