Смекни!
smekni.com

Розничная купля-продажа (стр. 2 из 6)

В целом договор купли-продажи за рубежом имеет те же элементы и содержание как в древнем римском праве и нынешнем российском законодательстве, для заключения договора купли продажи стороны должны найти соглашение по его существенным условиям (предмету договора и его цене), для определения предмета договора купли продажи требуется указать наименование, качество и количество продаваемого товара, но хотелось бы выделить и отличительные черты.

Так во французском праве определение товара по качеству может происходить на основании описания, образца, стандарта или быть комбинированным. При отсутствии в договоре описания товара по качеству продавец обязан предоставить товар среднего качества (ст. 1246 ФГК).

Количество продаваемого товара может быть установлено мерами веса, длины, объема, площади, в штуках или путем указания на способ его определения. Допускается отклонение на 1/20 от договорного количества, без оснований для расторжения договора, снижения или повышения цены (ст. 1618, 1619 ФГК).

При изъятии вещи у покупателя третьими лицами (эвикции), покупатель вправе считать договор неисполненным с возложением на продавца понесенных убытков (ст. 1625, 1626, 1630 ФГК).

В гражданском праве Германии при отсутствии в договоре описания товара по качеству продавец обязан предоставить товар среднего разряда и достоинства (§ 243 ГКГ), что соответствует французскому законодательству.

Цена может быть установлена судом, если третье лицо, обязанное установить цену, не делает этого или устанавливает явно несправедливую цену (§ 319 ГКГ). Договор купли продажи может быть признан судом недействительным при явной несоразмерности взаимных обязательств сторон, что подразумевает, в том числе и явное несоответствие цены договора стоимости продаваемой по нему вещи (§ 138 ГКГ).

Ответственность для продавца также наступает в случае отсутствия в проданной вещи качеств, за которые продавец принял на себя ручательство перед покупателем. Стороны вправе договориться об ограничении или отмене мер ответственности продавца за недостатки товара, за исключением случая умышленного умолчания продавцом об известном ему недостатке продаваемой вещи (§ 444, 475 ГКГ). При изъятии вещи у покупателя третьими лицами (эвикции), покупатель вправе считать договор неисполненным с возложением неблагоприятных последствий на продавца (437, 441 ГКГ). В нашем же законодательстве применяется иная, более сложная для покупателя процедура, когда дело об эвикции должно рассматриваться с привлечением продавца и последующим регрессном требовании к последнему.

2. Защита прав потребителей в зарубежных странах.

В мире традиции защиты прав потребителей зародились не десять и даже не сто лет назад, а куда раньше. Например, в Австрии уже в средние века закон предписывал добавлять крахмал в производимый маргарин, чтобы рыночный инспектор мог по вкусу определить, не продается ли маргарин под видом масла. Существовали и законы, определяющие ответственность за продажу некачественных товаров. В XV веке в той же Австрии продавец разбавленного или прокисшего молока в наказание должен был выпить все некачественное молоко. А во Франции в XVI веке покупатели протухших яиц имели право и даже были обязаны закидать ими того, кто эти яйца продал. Во многих станах существовала специальная должность рыночного инспектора, в обязанности которого входил надзор за соблюдением правил публичного рынка, наказание нарушителей и поощрение честных торговцев. Говорят, в древнем Китае такую должность занимал даже великий философ Конфуций.

Итак, во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, законы о защите прав потребителей действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Охрана прав потребителей (consumer's rightsprotection) - общественное движение и административно-правовая деятельность государства по защите интересов и прав потребителей. Возникло в развитых капиталистических странах в начале 50-годов. Проблема имеет два аспекта: правовой и организационный. В настоящее время сложилось и действует потребительское право (consumer's law) как самостоятельное направление права, представляющее собой совокупность норм, правил и инструкций, направленных на защиту потребителей на рынке товаров и услуг. Во многих странах существуют специальные законодательства по защите прав потребителей, в некоторых эти функции выполняют статьи гражданских кодексов. Правительственные учреждения, занимающиеся защитой прав потребителей, существуют в большинстве развитых стран. Во Франции таким учреждением является Министерство по делам потребителей, в Великобритании - Ведомство генерального директора по вопросам частной торговли, в США - Федеральная комиссия по торговле. Однако ограниченный характер помощи буржуазного государства индивиду-потребителю заставляет потребителей создавать собственные организации. Ассоциации и кооперативы потребителей, существующие практически во всех развитых странах, насчитывают сотни тысяч членов. В 1973 г. Комиссия Европейских сообществ учредила Службу защиты потребителей стран - членов ЕС, в рамках которой осуществляется Европейская программа защиты прав потребителей.

В промышленно развитых странах наряду с законами о защите прав потребителя действуют специальные законы и нормативные акты о безопасности технологического оборудования, веществ и материалов, применяемых в производстве. Так, в ФРГ действует Закон о безопасности производственного оборудования (1980г.), в Швейцарии - Закон о безопасности технических устройств (1978г.). Законодательно решаются вопросы и об ограничении воздействия на человека таких опасных и вредных производственных факторов, как шум, вибрация, ионизирующие излучения и др. Например, в Японии в 1977г. принят Закон об ограничении шума, вибрации, распространяющийся на промышленные предприятия; в ФРГ - Закон по защите от опасных веществ (1980 г.) и т. п.

Во всех странах и во все времена существует проблема защиты прав собственника и интересов добросовестного возмездного приобретателя, получившего имущество от неуправомоченного лица. Этот вопрос имеет исключительно важное практическое значение, особенно в настоящее время, поскольку рассматриваемая ситуация - получение имущества добросовестным приобретателем от неуправомоченного лица - является достаточно распространенной.

Таким образом, в ситуации, когда имущество выбывает из владения титульного владельца и переходит в чужое незаконное владение, титульный владелец (posessor justus) вправе истребовать свое имущество по виндикационному иску. В то же время существуют условия, при которых виндикационный иск не может быть удовлетворен. В данном случае речь идет о добросовестности приобретателя, который получил имущество от неуправомоченного лица. Возможно ли истребовать имущество от такого приобретателя?

В римском праве эта возможность бесспорно признавалась. Передача вещи переносила право собственности лишь тогда, когда передающий был собственником. В любой другой ситуации "даже добросовестный приобретатель вещи права собственности не получал, и истинный собственник мог отобрать вещь назад при помощи иска о собственности (ubi rem meam invenio, ibi vindico). Добросовестный приобретатель получал право собственности только по истечении давности.

Но с развитием торгового оборота возросла необходимость в действенной защите прав добросовестного приобретателя. Ведь такой приобретатель мог действовать с необходимой и достаточной осмотрительностью и все же не установить отсутствие правомочий продавца на отчуждение имущества. "Покупщик никогда не мог быть уверен в том, что он стал собственником, что завтра не явится некоторое другое лицо, которое докажет свое право собственности на вещь и отберет ее". Естественно, что данная сложность возникала преимущественно в сфере оборота движимого имущества, где действует презумпция принадлежности права собственности владельцу вещи.

Со временем широкое распространение получил принцип старогерманского права "Hand muss Hand wahren". В соответствии с этим принципом, у добросовестного приобретателя могут быть истребованы только те вещи, которые выбыли из владения собственника помимо воли последнего. В этой ситуации налицо безупречность субъективного поведения и собственника, и приобретателя. Но поскольку последний все же является незаконным, хотя и добросовестным владельцем, предпочтение отдается собственнику. В противном случае собственник может лишь обращаться с иском об убытках к лицу, которому он передал имущество. Подобная схема решения указанного вопроса представляется достаточно обоснованной: ведь собственник знает (по крайней мере, должен знать) своего контрагента. (Старогерманский принцип: искать можно у того, кому доверил.) Как видится, подобное решение данного вопроса способно обеспечить разумный баланс прав собственника и интересов приобретателя.

В Германском гражданском уложении содержалась норма о приобретении добросовестным покупателем права собственности на движимое имущество и, следовательно, невозможности виндикации.