Смекни!
smekni.com

Возникновение и развитие права (стр. 2 из 5)

(свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

(1) качественным усложнением производства, политической и

духовной жизни общества;

(2) обособлением личности как участника общественных отношений со

своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

(3) формированием государства, которому потребовался новый

нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

· обеспечить функционирование общества как целостного

организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в

нем порядок и стабильность;

· закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной

личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам

первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя

формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала

государственная принудительность.[5, c.57]

По моему мнению, главной причиной, по которой право выделилось из всех

социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства.

Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как

целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и

стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции своих

народов.

4. Теории возникновения права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного

государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с

правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой

древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях

возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному

отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется

различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,

разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия,

поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и

распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия,

- психологическую,

- расовую,

- материалистическую (классовую) теории.

· Теологическая или божественная теория

восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и

Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых

взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать

значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в

последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции

теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она

исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в

ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А

второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела.

Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми

и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить

приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и

доказать, что нет государства и права «не от бога».

Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне. Наряду с

ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на

возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти.

Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость

и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной

причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого

века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины».

И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству,

обжорству и прочим излишествам». [1, c. 6]

После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло Римское

государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие

племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и «все

моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё

перевернула вверх дном». Римляне, которые с лёгкостью и достоинством

переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и

богатством.

Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а вслух

говорить другое. Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в согласии с

выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем

достоинстве».

Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные

основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым

государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые -

несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и

развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее

следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план. [8,

c. 45]

Как показывает исторический опыт главные причины возникновения права лежат

вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в

социальной жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная

организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену

обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных

нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в

экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к

разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными

обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро

усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях

получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд

военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за

собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих

тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и

своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы,

социальные прослойки.

Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется

знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое

общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной

добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота,

ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем

наследственной, они использовали не столько для защиты общественных

интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих

соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного

строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно

стала вытесняться государственной организацией.

До появления имущественного разделения населения и социального неравенства

общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с

помощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положение

коренным образом изменилось, противоречащими друг другу и противоборствующими

интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на

добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались

бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах

общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и

обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и

государственным принуждением. Таким же регулятором стало право.

Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению

которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды.

Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей,

королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.

Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась

закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные

и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в

значительной степени всегда удавалось. О чём можно судить по характеру и

содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в

особенности, Древней Греции, древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.

Так, в хорошо известных «Институциях» римского юриста II в. н. э. Гая прямо

закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами «Главное

разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные или рабы».

Далее уточнялось: «Из свободных людей одни - свободнорождённые, другие

вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те, которые родились свободными,

вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из законного рабства».

Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства,

наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное

закрепление власти господствующих слоев и классов имело место не только у