Смекни!
smekni.com

Кассационное производство в гражданском процессе 2 (стр. 2 из 4)

Необоснованным является решение, в котором неправильно установлены фактические обстоятельства дела. Дефекты такого рода могут проявить себя в различной форме, например;

1) неправильное определение юридически значимых обстоятельств означает, что суд не исследовал всех предусмотренных подлежащей применению нормой материального права юридических фактов, наличие или отсутствие которых влияет на исход дела, либо исследовал юридические факты, не предусмотренные такой нормой. Пробел в установлении существенных для дела обстоятельств либо исследование обстоятельств, не предусмотренных подлежащей применению нормой материального права, обусловлены чаще всего неправильным определением предмета доказывания;

2) недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.

В качестве примера можно привести дело Дымского и автотранспортной конторы о возмещении вреда, причиненного увечьем в результате наезда на истца автомашины, принадлежащей ответчику. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР указала;’’Решение судом вынесено по неисследованным материалам дела.

Удовлетворив иск Дымского в полном размере, районный суд и судебная коллегия областного суда исходили из того, что автоколонна как владелец источника повышенной опасности обязана полностью возместить вред, поскольку она не доказала, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Между тем обстоятельства, при которых причинен вред, совершенно не выяснены. В постановлении следственных органов о прекращении уголовного преследования в отношении шофера автомашины Аганова указано, что наезд автомашины на Дымского, следовавшего на велосипеде произошел вследствие невнимательности и неосторожности потерпевшего.

Поэтому суду следовало допросить свидетелей, являющихся очевидцами происшествия, истребовать материалы прекращенного уголовного дела и тщательно исследовать обстоятельства, при которых произошел несчастный случай с Дымским.

Ошибкой в решении суда является недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными. Это происходит, когда имеющие важное значение для дела факты не подтверждены в решении указанными в законе доказательствами либо подтверждены недостоверными или противоречивыми доказательствами. Причиной недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, чаще всего служат нарушения судом правил оценки судебных доказательств;

3) несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела будет допущено в тех случаях, когда суд из установленных фактов сделал неправильный вывод о взаимоотношениях сторон. Это несоответствие возможно в случаях, когда норма материального права, регулирующая данные отношения, лишь в общей форме определяет обстановку, при которой наступают те или иные последствия ( дела о расторжении брака, о выселении за невозможностью проживания и др.). В такого рода делах чаще всего и проявляется противоречие вывода о взаимоотношениях сторон установленным судом фактам.

Основанием к отмене решения также служит как неправильное применение норм материального права, так и неправильное применение норм процессуального права.

Нормы материального права могут быть нарушены различным образом. Согласно ст.307 ГПК РСФСР нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными;

1) если суд не применил закона, подлежащего применению;

2) если суд применил закон, не подлежащий применению;

3) если суд неправильно истолковал закон.

Неприменение закона, подлежащего применению, имеет место в тех случаях, когда суд не только не указывает в решении подлежащую применению норму материального права, но и разрешает дело вопреки нормам действующего законодательства. С данным нарушением кассационная инстанция сталкивается и тогда, когда суд применил отмененный закон либо нормы подзаконного акта, противоречащие нормам вышестоящих органов или изданные с нарушением их компетенции.

Применение ненадлежащего закона – это тоже нарушение норм материального права. Суть этого нарушения в том, что при разрешении дела суд руководствуется не той нормой, которая регулирует спорное отношение, а другой, которая неприменима к установленным по делу обстоятельствам. Подобное нарушение обусловлено, как правило, неправильной юридической квалификацией отношений сторон. Например, суд применяет нормы семейного права к отношениям, регулируемым нормами гражданского права, или наоборот. О применении ненадлежащего закона можно говорить и при нарушении судом пределов закона во времени или в пространстве.

Неправильное истолкование закона допускается судами в тех случаях, когда применяется закон, подлежащий применению, но содержание и смысл его понимаются неверно, вследствие чего в решении суд делает неправильный вывод о правах и обязанностях сторон.

Так, Кормицев обратился в суд с иском к УВД Липецкой области о возмещении материального ущерба. По договору купли-продажи он приобрел автомобиль марки ВАЗ-21093. Но при постановке автомашины на учет выяснилось, что она числится в розыске и поэтому была задержана. Истец ссылался на то, что приобретенный им автомобиль неоднократно снимался и ставился на учет работниками ГАИ. Непосредственно перед ее покупкой он выяснял, не находится ли она в розыске, и получил отрицательный ответ.

Ленинский районный суд г.Липецка отказал Кормильцеву в удовлетворении иска.

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда кассационную жалобу истца удовлетворил, указав следующее. В силу п.2.7.Инструкции о порядке производства работ по регитрации транспортных средств и регистрации их залога в подразделениях ГАИ транспортные средства (номерные агрегаты) проверяются по учетам угнанного и похищенного транспорта.

Разыскиваемая автомашина ставилась и снималась с регистрационного учета работниками ГАИ области, и, если бы последние должным образом относились к своим служебным обязанностям , истец не оказался бы в подобной ситуации.

Судебное определение нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене как вынесенное в результате неправильного применения и толкования норм материального права, а дело – направлению на новое судебное рассмотрение.

Гарантии правильного применения норм гражданского права – глубокий анализ прав и обязанностей сторон, установление объективной истины, фактического состава по делу.

Изучение судебной практики показывает, что вышестоящие судебные инстанции отменяют значительное число решений и определений ввиду нарушения судом норм гражданского процессуального права. Это свидетельствует о недооценке некоторыми судьями процессуальных норм, об отношении к ним, как к техническим правилам судопроизводства, соблюдение которых зависит от усмотрения судей.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 октября 1965г.’’О практике применения судами процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел’’ обратил внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленного гражданским процессуальным законодательством порядка производства по гражданским делам и искоренение недостатков, так как всякое упрощенство в применении процессуальных норм ведет к нарушению прав сторон, пересмотру принятых решений и волоките.

Регламентируя деятельность суда и лиц, участвующих в гражданском деле, нормы гражданского процессуального права создают условия, позволяющие суду всесторонне, полно и объективно выяснить действительные обстоятельства дела, права и обязанности сторон и на основе этого правильно применить нормы материального права, разрешить дело по существу. Процессуальные нормы определяют форму процессуальных действий и основных процессуальных документов.

Процессуальные нарушения могут быть различными. Их можно подразделить на две группы. В первую группу входят такие нарушения, которые во всех случаях приводят к отмене решения. Их принято называть безусловными основаниями к отмене решения суда. Решение подлежит отмене в случаях, если:

1) дело рассмотрено в незаконном составе;

2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания;

3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судопроизводство;

4) суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещания судей;

6) решение не подписано кем-либо из судей или решение подписано не теми судьями, которые в нем указаны;

7) решение вынесено не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривающего дело;

8) в деле отсутствует протокол судебного заседания.

Об этих нарушениях подробно говорится в ст.308 ГПК РСФСР.

Ко второй группе нарушений норм процессуального права можно отнести также те, которые не всегда влекут отмену судебного решения. Их именуют условными основаниями к отмене решения. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права – основание к отмене решения лишь при условии, если это нарушение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. Вопрос о том, привело ли или могло ли привести процессуальное нарушение к неправильному разрешению дела, а следовательно, к отмене решения, в каждом конкретном случае решается судебной коллегией при рассмотрении кассационной жалобы.

Выборочное изучение практики некоторых судов показывает, что 65-70% нарушений норм процессуального права составляют следующие: