Смекни!
smekni.com

Классификация преступлений 4 (стр. 2 из 4)

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что классификация преступлений в российском уголовном праве имеет основополагающее значение. Она позволяет не только избежать логического противоречия в характеристике оснований выделения категорий преступлений, но и ориентирует практику на то, что отнесение конкретного преступления к той или иной категории зависит от квалификации посягательства, а не от оценки правоприменителем каких-то обстоятельств дела в качестве исключительных или от фактически назначенного судом наказания. Далее рассмотрим критерии и содержание классификации преступлений.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОМ

УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

2.1. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Категоризация или классификация преступлений - это деление их на группы по тем или иным критериям. В основу классификации преступлений могут быть положены характер и степень общественной опасности деяний либо отдельный элемент состава преступления.

В российском уголовном законодательстве приняты три разновидности дифференциации преступлений. Во-первых, категоризация преступлений по степени и характеру общественной опасности. Во-вторых, по родовому объекту посягательства. В-третьих, по степени общественной опасности. Характер общественной опасности отражается в преступлении.

Степень общественной опасности – количественная сторона социальной вредоносности преступлений одного и того же характера. Она определяется величиной ущерба, спецификой способа совершения преступления, формой вины, содержанием мотива и цели преступления и др. Соединение этих двух аспектов общественной опасности в единый уголовно – правовой критерий позволяет определенным образом классифицировать, типизировать все предусмотренные в Особенной части УК РФ преступления.

Характер и степень общественной опасности деяния не только лежат в основе категоризации преступлений, осуществленной законодателем, но и должны учитываться судом при назначении наказания.1

Общим основанием категоризации преступлений названы: форма вины, с которой совершено преступление. Вид наказания, предусмотренного за данное преступление и максимальный размер наиболее строгого наказания, предусмотренного за данное преступление. Исходя их этих критериев, правоприменитель может определить тот характер и степень общественной опасности, который устанавливает законодатель для данного преступления. Термин «устанавливает» используется не случайно. С одной стороны, общественная опасность деяния объективна, а с другой – свое отражение она находит в формальных конструкциях состава преступления.

Законодательное воплощение критерий категоризации преступлений получил с помощью двух признаков – формы вины и наказания, предусмотренного за их совершение в статьях УК РФ. Во всяком случае, с позиции логики и здравого смысла каждая из категорий имеет право на существование лишь постольку, поскольку она оказывается практически значимой. Но если это так, то особенность категории должна заключаться не только в размере максимального наказания, предусмотренного законом за охватываемые ею преступления, но и в характере правовых последствий, непосредственно связанных с этим размером.

Поскольку, если не считать умышленность или неосторожность деяния, единственным отличительным признаком каждой категории названо предусмотренное УК РФ наказание, то вполне закономерно возникает вопрос о том, можно ли считать его тождественным указанному законодателем деления: по характеру и степени общественной опасности преступления.

Ответ более чем очевиден, по меньшей мере, в трех отношениях: 1) характер и степень общественной опасности преступления есть то, что лишь познается законодателем, но никак не зависит от его воли и сознания, в то время как предусмотренное УК РФ наказание за совершенное преступление обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами, в частности целями, которые законодатель стремиться достигнуть применением наказания; 2) общественная опасность совершенного преступления ни в коей мере не зависит от тяжести предусматриваемого Кодексом наказания; последнее же, напротив, не может более или менее точно не учитывать первое; 3) какое бы большое значение ни имела общественная опасность совершенного преступления, она не является и не может являться единственным критерием наказания, предусматриваемого законом.

Стало быть, не вступая в противоречие с логикой, необходимо заключить, что общественная опасность преступления и предусмотренное за него законом наказания могут рассматриваться как два самостоятельных основания классификации: первое позволяет выделить разные по тяжести виды (или категории) преступления; второе – разные по тяжести уголовно-правовые санкции, зависящие не только от общественной опасности совершенного преступления.

Категории преступлений не связаны с фактически избираемой судом мерой наказания. Следует иметь ввиду, при решении вопросов толкования названного законодателем признака деления преступлений на категории, которым, как указывалось, фактически является не общественная опасность содеянного, а максимальное наказание, предусмотренное УК.

Если исходить из того, что отнесение конкретного преступления к той или иной категории зависит от его квалификации, то можно, например, утверждать: при назначении наказания по совокупности преступлений и приговоров определение категории преступления должно производиться с учетом максимального наказания, которое предусмотрено за каждое совершенное преступление, а не за совокупность. 1

Если в части оснований закрепленных в УК РФ видов преступлений позиция законодателя небезупречна, то как обстоит дело с его заключением о необходимости выделять именно четыре, а не больше или меньше категорий преступлений. Рекомендации ученых по этому поводу, кстати, никогда не были едиными: одни из них отдавали предпочтение двучленному делению, другие – трехчленному, третьи - четырехчленному, четвертые – пятичленному. Столь же неоднозначна до настоящего времени была и законотворческая практика нашего государства и других стран.

Если в основе градации преступлений на категории усматривать признак общественной опасности, то решение проблемы состоит в том, чтобы найти соответствующий механизм ее измерения, позволяющий фиксировать переход количественных изменений опасности в качественные.

Результаты проведенных в нашей уголовно-правовой науке исследований убеждают лишь в одном: Количественная определенность общественной опасности находит свое выражение в ее степени, а качественная – в характере.

Классификация преступлений тесно и неразрывно связана с классификацией преступлений. Рассмотрим взаимоотношение классификации преступлений с квалификацией.

От правильной квалификации зависит непосредственно реализация принципа законности, восстановления социальной справедливости, полнота и сила влияния правоохранительных органов на граждан в духе воспитания у них уважения к праву, закону.

Квалификация преступления – это процесс отыскания в совершенном лицом деянии признаков конкретного состава преступления. Это познавательный процесс, в котором выделяются следующие этапы: 1) установление характера и всех обстоятельств содеянного лицом; 2) отыскание уголовно-правовой нормы, отражающей данный вид деяния; 3) установление тождества между признаками деяния и признаками конкретного состава преступления, изложенного в статье УК РФ.

В ходе квалификации принимаются во внимание: объект преступления, объективная сторона, субъективная сторона и субъект. При невыяснении роли и места хотя бы одного из элементов преступления процесс квалификации не может быть признан завершенным, а, следовательно, правильным. С учетом того, что в ходе квалификации практического значение имеются признаки составов преступлений, изложенных в статьях не только Особенной, но и Общей части УК, необходимо при наличии оснований обращаться и к ним. Практически могут вставать вопросы о квалификации неоконченного преступления, совершения преступления в соучастии, а также о действии уголовного закона в пространстве и во времени.

Основное материально-правовое содержание и понятия квалификации заключается в том, что именно она является официальным признанием наличия юридического факта, который порождает регулятивные уголовно-правовые отношения и следствием которого является уголовная ответственность лица, совершившего преступление.1 Квалификация раскрывает уголовно – правовой, познавательный аспект этого деяния, а классификация определяет характер и степень общественной опасности деяния. В указании соответствующей статьи или пункта, части статьи Особенной части УК, предусматривающей уголовную ответственность за данный вид преступления

В указании (в случаях необходимости) статьи Общей части УК РФ, устанавливающей ответственность за преступную неоконченную деятельность, соучастие, множественность преступлений и т.д.