Смекни!
smekni.com

Гражданские правоотношения 3 (стр. 5 из 10)

Среди множества определений вещей, предлагаемых в науке гражданского права различными авторами, представляется наиболее всеобъемлющим следующее определение: вещи – это предметы и явления материального мира, в том числе и некоторые виды энергии, освоенной человеком.

Вещам как объектам гражданских прав присущи следующие признаки.

1. Относительная независимость и устойчивость существования. Промежуточный (технологический) результат производства, зависящий, к примеру, от непрерывной химической реакции, не может называться вещью в юридическом значении этого слова.

2. К вещам в правовом смысле относятся материальные предметы, обладающие массой и пространством. Это не только твердые тела, но и газы и жидкости при условии их обособления: помещения в сосуды, емкости, резервуары и т. д. Весьма примечателен в этом отношении спор между Россией и Украиной относительно буферного газа в подземных газовых хранилищах Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». На мой взгляд, украинская сторона, откачав полностью свой буферный газ, естественным образом заместила его российскими запасами, тем самым фактически нарушив право собственности РАО «Газпром». Исходя из характера имеющегося нарушения следует признать правомерными требования России возместить причиненные убытки по ценам, сложившимся на мировом рынке.

Несколько проблематично отнести к вещам освоенную человеком энергию и иные природные явления (например, электричество, радиочастотный спектр), так как они не обладают ни массой, ни пространством. Но все же они поддаются измерению и учету с помощью иных параметров, поэтому их относят к вещам, хотя и условно.

Например, в Положении об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации указано, что радиочастотный спектр является исключительно общегосударственным ресурсом и не подлежит передаче организациям (индивидуальным предпринимателям) в собственность или постоянное бессрочное использование. Из этого следует, что радиочастотный спектр признается вещью и находится в собственности государства. Права иных лиц на этот объект являются производными от этого права собственности, следовательно, распоряжаться такими производными правами пользователи могут лишь в пределах, допускаемых государством. Так, Девятый Арбитражный Апелляционный Суд вынес решение о неправомерности внесения права пользования радиочастотой в качестве вклада в простое товарищество.

Римскому праву было известно понятие бестелесных вещей (res incorporales), однако эта юридическая конструкция не имеет отношения к разряду вещей, а представляет собой имущественные права. Точно так же не являются вещами объекты исключительных прав и охраноспособная информация, несмотря на то, что они неразрывно связаны с материальным носителем.

Именно такая неразрывная связь нематериального объекта с материальным носителем порождает непонимание различий между имущественными правами на экземпляр программы и исключительными правами на саму программу как объект интеллектуальной собственности. Экземпляр программы – это вещь, которая может выступать в качестве товара, сама же программа является идеальным объектом и товаром быть не может. В связи с этим могут возникнуть определенные негативные налоговые последствия при различной передаче этих объектов.

3. Вещами признаются как результаты человеческого труда, так и предметы природы (одушевленные и неодушевленные), обладающие полезными свойствами и используемые людьми для удовлетворения собственных потребностей.

Категории полезности и доступности имеют решающее значение для признания объектов вещами в правовом смысле. При этом мы говорим только о предметах природы. Неосвоенные, неоткрытые и недоступные людям предметы (например, космические тела, неотловленные животные) объектами гражданско-правовых отношений не выступают. Поэтому вызывает сомнение законность сделок по приобретению в собственность участков лунной поверхности, о которых в последнее время упоминается в средствах массовой информации.

4. Не все вещи реальной действительности выступают в качестве объектов гражданских правоотношений, для этого необходимо признание их таковыми государством, правопорядком. Только в этом случае они становятся объектами субъективных прав (права собственности, других вещных или обязательственных прав).

Поэтому неправомерно отождествлять понятия «вещь» и «товар» (последний термин употребляется наиболее часто в Налоговом кодексе). Действительно, понятие вещи в каком-то смысле тождественно понятию товара в его экономическом смысле. Однако не следует забывать, что экономические параметры (например, цена, рентабельность и т. д.) так же, как и естественные свойства, могут не учитываться законодателем при определении правового режима. Так, себестоимость наркотических веществ (не имеются в виду наркосодержащие лекарства) может быть весьма высокой, однако товаром в юридическом смысле они не являются. Закон признал их объектом, изъятым из оборота.

Итак, мы установили юридические признаки вещей. Их вполне возможно использовать при формулировании научной дефиниции данного понятия, поскольку легальное (в законе) определение вещей отсутствует. Поэтому многие авторы говорят прежде всего об имуществе, а не о вещах, поскольку в гражданском праве присутствует многозначность самого термина «имущество».

Согласно ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Анализ приведенной статьи показывает, что законодатель включил в нее перечень лишь основных объектов гражданских прав. Такой перечень следует признать открытым, поскольку в число объектов может быть включено и "иное имущество", а также результаты интеллектуальной деятельности, не обозначенные прямо в указанной норме.

В литературе практически всегда отмечается, что понятие имущества имеет в праве несколько значений. Так, Ф. Регельсбергер указывал на четыре значения термина «имущество»:

1. сумма принадлежащих лицу и выраженных в денежной форме прав, сумма активов, брутто-имущество;

2. чистое имущество, остающееся после вычитания долгов, нетто-имущество;

3. сумма имущественных прав и долгов, активы и пассивы лица, например, имущество как предмет наследственного преемства;

4. отдельный объект, входящий в состав имущества.

Какое значение имеет данный термин в каждом отдельном случае – это вопрос оценки.

В ст. 59 Закона "Об исполнительном производстве" реализован подход к понятию имущества и составляющих его видов объектов гражданских прав, где предусмотрено подразделение имущества должника-организации на три очереди в зависимости от степени вовлеченности соответствующего имущества в производственный процесс (по мере возрастания) в целях наложения ареста и реализации имущества:

первая очередь - имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

вторая очередь - готовая продукции (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем;

третья очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Никаких концептуальных «прорывов» в обсуждаемом отношении не дает нам и Налоговый кодекс РФ, который в пункте 4 ст. 47 практически воспроизводит тот же состав имущества организации-налогоплательщика или налогового агента для целей обращения взыскания. Единственное заметное отличие связано не с понятием имущества, а с очередностью обращения на него взыскания. Взыскание налога за счет имущества указанных субъектов налоговых отношений при недостаточности или отсутствии денежных средств на их счетах или при отсутствии информации об их счетах последовательно в отношении:

наличных денежных средств;

имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

другого имущества.

Практически то же представление о составе имущества в ст. 48 Налогового кодекса проводится и в отношении имущества физического лица-налогоплательщика или налогового агента.

Следует отметить, однако, что в совокупности состав имущества организации-должника охарактеризован в Законе «Об исполнительном производстве» и в Налоговом кодексе значительно более узко, чем можно было бы ожидать исходя из более общих положений об ответственности юридического лица (п.1 ст.56 ГК) и тем более из того спектра объектов, который предложен в определении имущественного комплекса предприятия по ст. 132 ГК: в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.