Смекни!
smekni.com

Институт брака в семейном праве (стр. 6 из 15)

Первое и самое главное условие - для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины.

Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины закрепляется в п.1 ст.9 ЗоБС, а также в некоторых международных актах, так как право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом. "Основные международно-правовые документы в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г"[28]. признают право за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, на вступление в брак и право на основание семьи, при условии свободного и полного согласия вступающих в брак.

Добровольность согласия вступающих в брак означает, что воля лица к вступлению в брак не должна формироваться под влиянием незаконного воздействия на нее со стороны других лиц, а само это лицо должно быть в состоянии отдавать отчет в своих действиях.

В том случае, если лицо не осознает значения своих действий (находясь, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), такой брак может быть признан недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Понятие взаимного и добровольного согласия охватывает случаи, когда оба лица, вступающие в брачные отношения, стремятся к достижению именно данной правовой цели - регистрации брака и установления признаваемых законом супружеских отношений. В том случае, когда один из супругов либо оба супруга ее не преследуют, а используют регистрацию брака для решения иных вопросов, например для уступки права на жилую площадь, наследования либо иных целей, брак не может быть признан действительным, поскольку воля лиц не направлена на возникновение супружеских отношений. То же относится и к ситуации, когда согласие на вступление в брак дается одним из супругов под влиянием угрозы, насилия, например похищение невесты с целью добиться ее согласия на вступление в брак. "Формирование воли и ее внешнее выражение при заключении брака принципиально не отличаются от формирования воли и ее волеизъявления при совершении любой иной гражданско-правовой сделки. Хотя в семейном праве не названы такие составы недействительности сделок, как совершение сделки под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой, заблуждения и т. п., однако во всех составах гражданских сделок, недействительных вследствие порока воли и волеизъявления, отсутствует взаимное и добровольное согласие сторон на совершение сделки." [29,С.31] Таким образом, взаимное и добровольное согласие мужчины и женщины на регистрацию брака есть единство воли и волеизъявления, направленное на достижение такого правового результата, как установление признаваемых законом супружеских отношений.

ЗоБС предусматривает особый случай, имеющий правовое значение для действительности брака, который можно охарактеризовать как вступление в брак под влиянием заблуждения. Речь идет об информировании супругов о состоянии здоровья друг друга и, в частности, об отсутствии у них венерических болезней или ВИЧ-инфекции. Возможность медицинского освидетельствования до регистрации брака, а также доведение его результатов до предполагаемого супруга не являются обязанностью лица, вступающего в брак. Наличие таких заболеваний не может служить препятствием к заключению брака, как бы общественная мораль и государство ни относились к этому, но данный факт является существенным для формирования воли лица, с которым лицо, имеющее соответствующее заболевание, намерено зарегистрировать брак. Сокрытие такого факта искажает формирование внутренней воли одного из будущих супругов. Поэтому закон устанавливает возможность признания в указанных случаях заключенного брака недействительным. Так, "если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие у него болезни, создающей реальную угрозу членам образованной семьи, личной и общественной безопасности, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным" .[18]

Волеизъявление на вступление в брак должно быть выражено в форме, установленной законом. "Одной из гарантий соблюдения принципа добровольности заключения брака, является личное присутствие обоих вступающих в брак в момент регистрации брака и недопустимость заключения брака через представителя, как это имеет место в таких странах, как Испания, Перу, и некоторых других." [30,С.67]

Форма доведения волеизъявления до сведения других лиц устанавливается законом и включает, как правило, подачу письменного заявления о намерении зарегистрировать брак, устное выражение согласия на вступление в брак в процессе регистрации брака и скрепление выраженного согласия в актовой книге собственной подписью.

Второе условие - вступающие в брак должны достигнуть брачного возраста.

По общему правилу (ст.10 ЗоБС) брачная правоспособность гражданина наступает по достижении им восемнадцатилетнего возраста. Однако законодатель предусмотрел обстоятельства, при которых брачный возраст может быть снижен.

Так, в п. 3 ст. 10 ЗоБС предусматривается, что "снижение брачного возраста осуществляется по просьбе лиц, желающих вступить в брак" [18]. Кроме того, нет никаких ссылок на отдельные исключительные случаи. Тем не менее, снижение брачного возраста осуществляется при наличии уважительных причин, перечень которых в законе отсутствует. Под названными особыми обстоятельствами необходимо понимать: беременность, рождение ребенка, непосредственную угрозу жизни одной из сторон. Похоже, данный вопрос решается и в странах ближнего зарубежья, так, например, в Республике Беларусь такими условиями названы: рождение совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Возможность вступления в брак лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, ЗоБС не предусмотрена. С момента регистрации брака лицо, которому в установленном порядке снижен брачный возраст, приобретает в полном объеме гражданскую дееспособность. "Введение данного правила обусловлено рядом причин, среди которых можно указать и на необходимость соблюдения равенства между супругами, если брачный возраст был снижен одному из супругов, и возможность самостоятельного несения прав и обязанностей, вытекающих из брака, и многое другое." [31,С.24] Следует обратить внимание на необратимость возникновения гражданской дееспособности в случае расторжения зарегистрированного брака.

В своей первооснове установление брачного возраста преследует не только социальную, но и медицинскую цель, поскольку недопустимо заключение брака с лицом, не достигшим половой зрелости, неспособным вследствие недостаточного нравственного, физического и интеллектуального развития осуществлять супружеские права и обязанности. Закон устанавливает только нижнюю границу брачного возраста, не предусматривая при этом никаких предельных возрастных ограничений для регистрации брака. Законодательство отдельных стран такие ограничения устанавливает, объясняя это невозможностью осуществления основной цели брака - рождения детей.

Связь между гражданской и семейной дееспособностью проявляется и в том, что признание гражданской недееспособности лица, которое "вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими" [25], лишает это лицо возможности вступить в брак. Гражданская недееспособность рассматривается в качестве обстоятельства, препятствующего заключению брака (ст. 11 ЗоБС). В данном случае имеет место проявление последствий гражданской недееспособности: поскольку гражданин признается неспособным своими действиями приобретать гражданские права и обязанности, то вполне логично, что он не может приобретать права и обязанности и в сфере брачных отношений. Недееспособность может возникнуть и после регистрации брака, однако в данном случае брак, заключенный в период, когда лицо признавалось дееспособным, действителен и не содержит пороков в субъекте.

Статьей 11 Закона Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года "О браке и семье" предусмотрена целая группа обстоятельств, при наличии, которых брак не может быть заключен (ст.11 ЗоБС). В частности не допускается заключение брака между:

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. Это правило является следствием признания законодательством Республики Казахстан только моногамного брака. "При регистрации брака с лицом, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке, может возникнуть ситуация двоеженства (или двоемужества), что противоречит закону. Однако установить запрет на возникновение фактических полигамных браков невозможно. В качестве препятствия для заключения брака рассматривается наличие другого брака, под которым понимается брак, зарегистрированный в установленном законом порядке либо приравненный к нему (например, совершенный за границей)". [32, С.216]

2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать.Данное ограничение закрепляет исторически сложившееся влияние и религиозной доктрины, и медико-биологических запретов. Возникновение брачных отношений между близкими родственниками резко повышает появление различных наследственных и иных заболеваний, снижает вероятность рождения здоровых детей. Кроме того, с течением времени сложились устойчивые морально-этические представления о недопустимости браков между близкими родственниками. Закон запрещает браки только между лицами, состоящими в родстве, т.е. имеющими общих предков, и только в отношении тех степеней родства, которые прямо указаны в законе. Закон не содержит запрета на совершение брака между лицами, состоящими в более отдаленных степенях родства, например, между дядей и племянницей, либо между двоюродными братом и сестрой, однако этические нормы и возможность появления нездорового потомства все-таки сдерживают возникновение подобных браков.