Смекни!
smekni.com

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела 2 (стр. 2 из 5)

По смыслу норм, регламентирующих производство у мирового судьи, частная жалоба принимается мировым судьёй к производству лишь при том условии, что она соответствует указанным выше требованиям.

Не вдаваясь здесь в полемику и целесообразности вышеобозначенных положений уголовно-процессуального закона, подчеркнём лишь то, что они являются исключением и относятся только к производству у мирового судьи.

Что касается производства по основной массе заявлений о преступлениях, то ещё раз подчеркнём, что закон не содержит каких-либо требований к их форме, а основным условием их содержания является то, что они должны информировать о событии, являющемся преступным, и быть подписаны заявителем.

Устное заявление о преступлении в соответствии с процедурой, установленной ст. 141 УПК, должно быть занесено в соответствующий протокол, который должен содержать следующие данные:

1) место и время принятия заявления;

2) сведения о лице, принявшем заявление (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы);

3) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; гражданство; должность, место работы или учёбы; место жительства) и документах, удостоверяющих личность (данные паспорта, военного, пенсионного или студенческого билета и т.п.);

4) отметка о разъяснении заявителю ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая заверяется подписью заявителя;

5) содержание сделанного заявления;

6) замечания к протоколу, сделанные заявителем после его прочтения, или отметка об их отсутствии;

7) отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно.

Отметка о предупреждении об уголовной ответственности носит лишь предупредительный характер, и её отсутствие не является основанием не рассматривать заявление (устное или письменное) как повод к возбуждению уголовного дела. Заявление может и не содержать прямо выраженное требование о привлечении лица к уголовной ответственности. Исключение составляют заявления о преступлениях частно-публичного обвинения. В этом случае они должны исходить непосредственно от потерпевших, его законного представителя или представителя и содержать чётко обозначенную просьбу привлечь лицо к уголовной ответственности (ст. 20 УПК).

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК).

3. Явка с повинной.

Явка с повинной может иметь место в уголовном процессе не только как повод к возбуждению уголовного дела. Лицо может явиться с повинной в том случае, когда дело уже возбуждено и преступление расследуется. В этом случае явка с повинной является лишь смягчающим ответственность обстоятельством (ст. 61 УК РФ). При этом важно, чтобы лицо, явившееся с повинной, как минимум знало, что подозревается в совершении преступления. Оформление такой явки с повинной так же происходит по правилам ст. 142 УПК[6].

Заявление о явке с повинной может быть как письменным, так и устным. Устное заявление должно оформляться протоколом, аналогичным протоколу устного заявления о преступлении. Кроме того, данный протокол должен содержать сведения:

1) о помещении, в котором составлен протокол;

2) о времени обращения соответствующего лица с заявлением о явке с повинной (вплоть до минут).

Протокол прочитывается вслух заявителю, о чём делается отметка в протоколе. Кроме того, лицу предоставляется право делать замечание на содержание протокола, а о наличии таковых или об их отсутствии так же делается запись в протоколе. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и составившим этот протокол должностным лицом.

4. Сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Данный повод оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления тем лицом, которое получило данное сообщение (ст. 143 УПК).

Обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем означает выявление соответствующими органами признаков готовящегося или совершённого преступления в ходе проверки иных источников информации, чем рассмотренные выше (сообщение по телефону, факсу, срабатывание охранной сигнализации и т.п.), а так же в ходе осуществления своей непосредственной служебной деятельности. Например, такие сведения могут быть получены при расследовании другого преступления, в ходе оперативно-розыскной деятельности. Например, такие сведения могут быть получены при расследовании другого преступления, в ходе оперативно-розыскной или административной деятельности и т.п.

Кроме того, прокурор при обнаружении выявленных фатов нарушений уголовного законодательства вправе выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

В положениях уголовно-процессуального законодательства не отражены требования к содержанию рапорта об обнаружении признаков преступления, что влечёт к принижению роли процессуальной формы в отечественном судопроизводстве. Однако в рапорте об обнаружении признаков преступления в любом случае должны содержаться:

1) указание в нём сведений о руководителе государственного органа, которому подаётся данный рапорт;

2) изложение обстоятельств совершённого деяния; сведений об источнике информации и о лице, получившем сообщение (должность, звание, фамилия и инициалы).

Кроме того, данный документ должен содержать дату его составления и подпись лица, его составившего.

Таким образом, в заключении можно отметить, что одним из условий законности и обоснованности деятельности на стадии возбуждения уголовного дела является обязательное наличие повода к возбуждению уголовного дела, т.е. поступление в орган дознания, дознавателю, следователю информации о совершённом или готовящемся преступлении в форме, предусмотренной ст. 140 УПК.

5. Основание для возбуждения уголовного дела.

Понятие «основание для возбуждения уголовного дела» в действующем уголовно-процессуальном законе подробно не раскрывается. Между тем уяснение этого понятия представляет не только теоретический интерес, но и имеет большое практическое значение, поскольку юридические понятия обеспечивают единообразное понимание права, придают ему цельность, последовательность[7].

Из содержания ч. 2 ст. 140 УПК следует, что основанием для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков преступления в событии, о котором идёт речь в первичных материалах.

Анализируя это положение, многие учёные приходят к выводу, что под основаниями к возбуждению уголовного дела законодатель имеет в виду два неразрывно связанных обстоятельства: наличие признаков преступления в событии, ставшим известным компетентным государственным органам и должностным лицам; и достаточность данных, на основе которых устанавливается наличие признаков преступления[8]. Таким образом, основание к возбуждению уголовного дела характеризуется как с юридической стороны (наличие признаков преступления), так и с фактической (достаточность данных).

Отсутствие в законе чёткого определения признаков преступления привело к возникновению в юридической литературе различных позиций в решении данного вопроса.

Одни процессуалисты считают, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить признаки конкретного состава преступления[9], другие предполагают установление на данном этапе объективных признаков состава преступления и в некоторых случаях признаков, характерных для специального субъекта[10], третьи предлагают, что достаточно установить признаки субъекта преступления[11], четвёртые указывают на достаточность установления лишь объективной стороны преступления[12] и, наконец, пятые придерживаются мнения, в соответствии с которым для принятия указанного решения необходимы сведения о наличии каждого из признаков, характеризующих определённое общественно опасное деяние как преступление[13].

Анализ перечисленных точек зрения свидетельствует о том, что некоторые авторы отождествляют понятия «признаки преступления» и «признаки состава преступления», что, на наш взгляд, представляется не совсем правильным.

В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признаётся виновное совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным Кодексом под угрозой наказания. Иными словами, к признакам преступления следует отнести общественную опасность деяния и его противоправность. Под противоправностью деяния имеется в виду его запрещённость соответствующей нормой уголовного закона под угрозой применения к виновному наказания.

Что касается состава преступления, то определения данного понятия закон не содержит, оно было выработано теорией уголовного права путём абстрагирования от особенностей отдельных преступлений. Состав преступления включает в себя четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. Однако далеко не всегда установление всех этих элементов ведёт к признанию рассматриваемого деяния преступным. В целом ряде случаев действие и бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, не считается преступным (ч. 2 ст. 14, ст. 37-42 УК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК именно отсутствие общественной опасности в малозначительных действиях (бездействии) выводит их за рамки преступления. Аналогичным свойством обладают и деяния, совершённые в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, под физическим или психическим принуждением, а так же некоторые другие из числа предусмотренных гл. 8 УК.