Смекни!
smekni.com

Феодальное государство и право Византии (стр. 2 из 3)

С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, – наличие дублирующих друг друга государственных ведомств.

С развитием феодальных отношений в XI – XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками) этих земель.[13] В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII-XIV вв.

В X – XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.

С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия наделялась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII веке в пожалование (пронии) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами.

Прония, возникшая как условное землевладение, пожизненное императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территорией, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

Арифмос представлял собой пожалование феодалу всей суммы ренты с определенного количества крестьян. Это число крестьян должно было оставаться неизменным, так что после смерти кого-нибудь из них сын занимал место покойного. Время от времени государство осуществляло контроль, проверяя, не увеличилось ли число крестьян – лишние должны были вписываться в казенные податные списки и становились государственными крестьянами.[14]

Казалось бы, арифмос не отличался принципиально от патроната над целой общиной, однако на самом деле это было не так: пожалование определенной группы крестьян под арифмос разрывало общинные связи, под властью феодала оказывалась в этом случае не целостная, сплоченная единица (община), а изолированная группа земледельцев, не связанная традициями и административным единством.

Развитию феодальной собственности способствовал также харистикий. Харистикием византийцы называли пожалование (обычно на срок жизни) монастыря светскому или духовному феодалу (митрополиту или епископу). Харистикарий считался патроном монастыря и должен был проявлять о нем заботу. На деле же, харистикарий использовал свое право для увеличения размеров своего имущества и поступающей к нему феодальной ренты. Харистикий давал византийским вельможам возможность значительно расширять свои владения (особенно если учесть, что многие из них пользовались харистикием по отношению к нескольким монастырям).[15] Система арифмоса и пронии, хотя и способствовала росту феодальной собственности, однако придавала византийской вотчине XI – XII вв. несколько своеобразную окраску: византийский феодал этого времени, получая право на определенную долю ренты, оставался под контролем государственного аппарата.

В процессе развития феодального государства в Византии изменения произошли и в правовой системе. Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики.

Веками Византийская империя служила примером и образцом развития институтов права и государственности для России, стран Европы и Ближнего Востока. Само понятие государственности, права и его важнейших институтов были положены в основу правового развития многих стран не только средневекового, но и современного мира. На примере изучения права Византии можно найти варианты научного изучения и разрешения современных проблем развития права, политики, экономики, религии и многих других.

В качестве научной базы византийцы использовали достижения науки множества народов, составлявших империю, античные и средневековые доктрины. Многие из вопросов научного изучения права и правореализации не утратили своей актуальности и в наше время.[16]

Благодаря исключительно высокому уровню развития общественных отношений, общей культуры в Византии, изучение ее системы права имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Теоретические основы и принципы правопонимания, правовых институтов по своему уровню разработки иногда не уступают положениям многих современных исследователей и являются основой современного научного знания о праве и государстве. Система права общества ромеев дает пример ее ограниченности по времени существования, законченности, что имеет большую важность при оценке влияния права на различные социальные явления.

Вместе с тем, благодаря широкому распространению достижений византийской правовой культуры у многих народов, в том числе и современных, имеется возможность проследить их развитие на протяжении многих веков и выявить практическую применимость в условиях различных обществ и государств.

С 534 г. была завершена кодификация римского права и в силу вступил Свод законов Юстиниана (Corpusjuriscivilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Свод законов Юстиниана применялся с учетом развивающихся феодальных отношений, что нашло отражение не только в новеллах, но и в виде кодификаций.

На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса.

Одним из важных источников византийского права были императорские указы, получившие название новелл. Новеллы в целом формулировали нормы развивающегося феодального права, они определяли также структуру и компетенцию центральных и местных органов власти и управления.

На рубеже VII-VIII вв. правовая система Византии переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое.

Анализируя все перечисленное нами выше, с уверенностью можно сказать о том, что важной особенностью развития феодализма в Византии являлось сохранение в ней единого государства, опиравшегося в этот период в своей политике в основном на феодализирующуюся знать. Особенность феодализма Византийской империи состоит в жестком централизованном управлении государством и контролем за феодалами со стороны императора.

Право периода развития феодализма характеризуется преемственностью правового наследия Римской империи и движение в сторону кодификации законодательства.


2. «Кровавое законодательство в Англии». Источники, значение

В конце XV – начале XVI вв. Англия вступила в период концентрации аграрного капитала и первоначального накопления промышленного, а позже и финансового капитала.

Процесс первоначального накопления капитала требовал дальнейшего расширения земель для их эксплуатации, ими стали монастырские земли, а несколько позже земли церквей и часовен. Секуляризация монастырских земель началась в XVI в. и продолжилась в первой половине XVII в. Земли монастырей правительство продавало. Наконец, стали осушаться болота, осваиваться пустоши.

Лишенные своих участков земли бывшие копигольдеры и лизгольдеры не находили работы. Толпы нищих заполнили Англию. С конца XV в. уголовно-правовые репрессии в Англии стали более жестокими. Таковы, в частности, статуты XVI в. о нищих и бродягах. Они даже получили название «кровавого законодательства».[17] Это законодательство в Англии конца XV – XVI вв. было вызвано к жизни массовым обнищанием крестьянства и городских ремесленников вследствие огораживаний, секуляризации монастырских земель, роспуска феодальных дружин и развития мануфактур, разорявших городских мелких товаропроизводителей. Так как эти мануфактуры были не в состоянии сразу использовать труд экспроприированных, в стране образовались огромные массы бродяг, нищих, безработных, вынужденных для поддержания жизни идти на преступления. Правительство Тюдоров было встревожено таким ростом бездомного и безработного голодающего населения, которое легко было поднять на восстание, а также ростом преступлений в стране. Будучи не в силах обеспечить работой и жилищем эту массу обездоленных, оно обрушилось на них серией жестких законов, которые под угрозой наказаний запрещали бродяжничество и нищенство и пытались принудить работоспособных пауперов работать на любых условиях на тех, кто пожелает их нанять.