Смекни!
smekni.com

Юридическая ответственность понятие виды принципы (стр. 5 из 18)

Юридическая ответственность едина, но имеет различные аспекты (формы) реализации. «Право — не только мера юридической свободы, но и мера юридической ответственности. Это корреляционные категории. ответственность — такая же объективная необходимость, как и свобода».

Таким образом, механизм правового регулирования — есть система этапов регулятивного правового воздействия, характеризует процесс и функциональные закономерности правовой формы, а правовой механизм — система нормативных юридических средств. Его функциональная роль заключается главным образом в обеспечении реализации поставленных в законе целей, реализации интересов субъектов правоотношений до определенного логического результата.

Нормы права как формализованные волевые положения, отражающие идеальные модели социальной практики, безусловно, являются материальной основой правового механизма. Правовая норма как разновидность социальной нормы выступает в качестве нормативной основы юридической ответственности. Основания юридической ответственности обусловлены включенностью субъекта в общественные отношения и его связанностью предъявляемыми требованиями. В правовой норме эти требования только формализуются и приобретают общеобязательный, властный, обеспечиваемый государственным принуждением характер. Общественные отношения и вытекающие из них требования находят свое закрепление в правовых нормах, которые начинают оказывать на них обратное регулирующее, развивающее, упорядочивающее воздействие. Нормативный правовой акт — это официальный государственный письменный документ, являющийся основным источником права, изменяющим или отменяющим правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц[15].

Правовая норма отражает специфику первичного материального и логического элемента структуры позитивного права в форме письменных официальных документов общественной и государственной воли[16]. Нормы права закрепляют ориентацию на удовлетворение преимущественно публичных интересов; односторонне-властное волеизъявление стороны; преобладание директивно-обязательных норм; нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение санкций за неисполнение либо нарушение правовых предписаний и др.

Высказанные положения являются справедливыми и применительно к вопросу о соотношении правового механизма с правовым институтом, представляющим собой обособленный комплекс правовых предписаний, регулирующий с помощью специфичных приемов и способов однородный вид или сторону общественных отношений.

Правовые механизмы, как правило, включаются в структуру правовых институтов в качестве их регулятивных компонентов[17].

Правовой механизм — это юридическая конструкция, характеризующая не только формально-процедурную сторону правового воздействия, но и его инструментальную оснащенность. Процедура — лишь один из логических структурных элементов правового механизма. Она понимается правоведами как особый, нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, обеспечивающий реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемый от нарушений правовыми санкциями[18].

Процедура в правовой сфере представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, состоящий из последовательно сменяющих друг друга актов поведения. Ее структурное строение представлено нормативно обозначенными стадиями, юридически смоделированными этапами, образующими своеобразный алгоритм, по которому будет развиваться та или иная деятельность субъектов правоотношений. Поэтому процедура характеризует главным образом формальную, организационную сторону юридической практики.

Познанию природы правового механизма содействует также его сопоставление с таким регулятивным компонентом правовой формы, как правовой режим. В правоведении правовой режим понимается как комплекс правовых средств, создающих в регулируемой области определенную степень благоприятности или неблагоприятности для осуществления интересов субъектов права, призванную обеспечить устойчивое регулирование какого-либо участка социальных отношений, определенной сферы общественной жизни.

Материальной основой правового режима признаются юридические средства. Его природа проявляется в особенностях их сочетаний, комбинации способов и типов правового воздействия на те или иные социальные отношения, на сознание и поведение субъектов. Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности.

В научной литературе подчеркивается, что правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. При этом акцентируется результативность информационно-психологического воздействия.

При установлении правового режима законодатель стремится, прежде всего к обеспечению грамотного и эффективного правового воздействия на определенный участок социального развития, установление и поддержание в нем необходимого правового климата. Без решения данной задачи достижение комплекса предметных целей правового регулирования не представляется возможным.

Для познания природы правовых механизмов необходимо их сравнение с правовыми конструкциями — идеальными моделями, отражающими сложное строение урегулированных правом общественных отношений, юридических фактов и их элементов. Являясь результатом абстрактного мышления юристов, юридические конструкции одновременно выступают и как гносеологические модели правовой науки, и как средство построения нормативного правового материала, особые приемы юридической техники[19].

Юридические конструкции можно рассматривать как несущую конструкцию позитивного права, так как они состоят из совокупности таких юридических средств, как позитивные обязанности, запреты и дозволения[20]. По своей природе они являются логическими феноменами профессионального сознания, единицами юридического мышления, составляющими ядро правового знания, отражающими структуру позитивного права в ее формально-логическом аспекте[21].

Такой подход позволяет рассматривать любой конкретный правовой механизм как разновидность юридических конструкций, несмотря на то, что последние далеко не всегда связаны лишь с конструированием комплексов регулятивных элементов права. Вместе с тем как комплексное юридическое средство социальной практики правовой механизм отличается сложной объективно-субъективной природой. Конкретный правовой механизм — нормативное отражение объективных материальных и духовных условий жизни конкретного социума, господствующей парадигмы юридического мышления, его правового менталитета и культуры. В то же время сущность рассматриваемого явления нельзя до конца понять, не принимая во внимание его субъективные аспекты. Любые правовые конструкции — плод деятельности правотворческих субъектов как носителей индивидуального и группового сознания и опыта. Право — одна из форм социальной культуры. В этом контексте правовые механизмы во многом представляются нормативным отражением наличного правосознания субъектов правотворчества.

Понимание сущности правового механизма как особого средства юридической практики неразрывно связано с вопросами целевого содержания юридической материи.

Закономерным свойством правового механизма, объясняющим его функциональное назначение, является то, что он сконструирован для практического использования, для достижения конкретных социально значимых целей. Функция любого правового механизма реализуется только в юридической практике, где правовые средства демонстрируют свою реальную ценность и регулятивный потенциал.

Механизм юридической ответственности включает также процесс реализации целей, функций, принципов юридической ответственности, основание и порядок ее возложения.

В литературе приводятся различные классификации целей юридической ответственности: общие и отраслевые, ближайшие и отдаленные, основные и дополнительные, временные и постоянные, реальные и нереальные, истинные и ложные и др.[22] Как правило, юридическая ответственность преследует цели, связанные с защитой правопорядка и воспитания граждан. В качестве основной цели юридической ответственности Конституция РФ закрепляет обеспечение прав и свобод субъектов, охрану общественного порядка[23]. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент.

В целях и функциях юридической ответственности находят свое отражение общие цели и функции права. В плане общетеоретического рассмотрения представляются справедливыми точки зрения о том, что целями юридической ответственности являются защита и восстановление правопорядка, а также воспитание граждан.

Ученые констатируют, что юридическая ответственность преследует следующие основные цели:

1. охрана прав и законных интересов субъектов правовой жизни, законности и правопорядка;

2. восстановление социальной справедливости;

3. предотвращение правонарушений;

4. наказание правонарушителя

Цели юридической ответственности находят свое отражение и конкретизируются в ее функциях. Функции юридической ответственности определяются целью и вытекают из нее.