Смекни!
smekni.com

Понятие преступлений в сфере компьютерной информации 2 (стр. 5 из 6)

Субъективная сторона данного состава пре­ступления характеризуется двумя формами вины: умыслом в отношении преступления, ответствен­ность за которое установлена ч.1 ст. 273 УК РФ, и неосторожностью по отношению к тяжким послед­ствиям, предусмотренным ч. 2 этой статьи. Для субъективной стороны данного состава преступле­ния существен признак заведомости. При создании программы для ЭВМ или внесении изменений в су­ществующую программу, сопровождаемых несанк­ционированным уничтожением, блокированием, модификацией или копированием информации, на­рушением работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети умысел может быть прямым или косвенным, а при распространении вредоносных программ или ма­шинных носителей с такими программами - только прямым. Заведомость означает, что лицо должно достоверно знать, что создаваемая программа бу­дет вредоносной или таковой она окажется после внесения в нее изменений, либо лицо должно также достоверно знать, что распространяемая про­грамма вредоносна или вредоносен машинный но­ситель с такой программой. При этом достаточно, чтобы это лицо знало не обо всех вредоносных свойствах ВП, а лишь о некоторых из них.

Частью 2 статьи 273 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак - причинение по неосто­рожности тяжких последствий. Под тяжкими послед­ствиями понимается причинение существенного материального ущерба собственнику или собствен­никам информационных систем, пострадавших от действия ВП, а также их пользователям, возникший, в том числе, в связи с восстановлением работоспо­собности информационных систем последействия ВП, утрата важной информации или серьезное на­рушение прав собственников на ее использование, выход из строя крупных систем управления, осно­ванных на работе ЭВМ и др. Известно, что в ре­зультате распространения ВП возникают значитель­ные, и вместе с тем не всегда точно определяемые потери. Так называемый «Пакистанский» вирус за­разил только в США более 18 тыс. компьютеров. «Лехайский» вирус по состоянию на февраль 1989 г. заразил около 4 тыс. компьютеров в США.[15] При подобных воздействиях на компьютерную инфор­мацию весьма сложно определить точный объем причиняемого вреда.

Под охраняемой законом информацией понимается информация, для которой в специальных законах установлен специальный режим её правовой защиты, например – государственная, служебная, коммерческая и банковская тайны, персональные данные и т.д.

Уголовная ответственность за нарушение пра­вил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети установлена ст. 274 УК РФ.

Непосредственным объектом данного преступ­ного деяния являются общественные отношения, обеспечивающие внутреннюю безопасность инфор­мационных систем, базирующихся на использо­вании ЭВМ, системы ЭВМ или их сети с точки зре­ния целостности и конфиденциальности содержащейся в них компьютерной информации.[16]

Существует два вида правил эксплуатации ЭВМ, которыми должны руководствоваться в своей деятельности лица, работающие с ЭВМ. Первый вид правил - инструкции по работе с ЭВМ и машинны­ми носителями информации, разработанные изго­товителем ЭВМ и периферийных технических уст­ройств, поставляемых вместе с данным экземпляром ЭВМ. Эти правила обязательны к со­блюдению пользователем ЭВМ под угрозой, как минимум, потери прав на гарантийный ремонт и обслуживание. Второй вид правил - правила, установленные собственником или владельцем инфор­мационных ресурсов, информационных систем, тех­нологий и средств их обеспечения, определяющие порядок пользования ЭВМ, системы ЭВМ и сети ЭВМ, а также иными носителями информации.

Объективная сторона данного деяния заклю­чается в действиях или бездействии лица, которое в соответствии с правилами, установленными соб­ственником информационной системы, обязано было осуществлять операции с компьютерной ин­формацией в определенном порядке, но не соблю­дало эти правила, и это послужило причиной унич­тожения, блокирования или модификации информации, понятия которых давались ранее.

Понятие существенного вреда является оценоч­ным и установление объема причиненного соб­ственнику информационной системы вреда в ре­зультате воздействия вредоносных программ или нарушения правил эксплуатации ЭВМ будет осуще­ствляться судом с учетом совокупности полученных данных. Следует правильно различать последствия воздействия на компьютерную информацию, при­чинившие вред информационным ресурсам, и вред, причиненный преступными действиями в целом. Так, например, при изменении данных в информа­ционной системе (в частности, данных учета дви­жения товарно-материальных ценностей) с целью совершения их хищения вред, наносимый инфор­мационной системе, определяется затратами соб­ственника системы на восстановление правильно­го учета. Вред, нанесенный непосредственно хищением, является самостоятельным видом вре­да, причиненного криминальной деятельностью.

При правильной оценке данной разновидности преступной деятельности как направленной на при­чинение ущерба компьютерной информации, не могут быть квалифицированы как нарушение пра­вил эксплуатации ЭВМ действия, связанные с ис­пользованием средств и элементов информацион­ного оборудования при совершении с ними или с их помощью действий, не относящихся к обработке информации.

Как уже указывалось, доступом к ЭВМ является санкционированное и упорядоченное собственни­ком информационной системы взаимодействие лица с устройствами ЭВМ и (или) ознакомление лица с данными, содержащимися на машинных но­сителях или в ЭВМ. Совершение указанных дей­ствий лицом, имеющим доступ к ЭВМ, рассматри­вается законодателем как отягчающее наказание обстоятельство, поскольку ст. 63 УК РФ соверше­ние преступления с использованием доверия, ока­занного виновному в силу его служебного положе­ния или договора, признается таковым.

Субъективная сторона рассматриваемого соста­ва преступления характеризуется виной в форме умысла, прямого или косвенного. Виновный осознает:

– во-первых, нарушает правила эксплуата­ции ЭВМ, системы ЭВМ или их сети и;

– во-вторых, такое нарушение является общественно опасным;

– предвидит возможность или неизбежность альтер­нативно уничтожения, блокирования или модифи­кации охраняемой законом информации ЭВМ и во всех случаях причинения существенного вреда и желает наступления этих последствий либо созна­тельно их допускает или относится к ним безраз­лично.

По данным правоохранительных органов, имеются сведения о фактах несанкционированного доступа к ЭВМ вычислительного центра железных дорог России, а также к электронной информации систем учета жилых и нежилых помещений местных органов управления во многих городах, что в наше время попадает под ответственность, предусмотренную ст. 272 УК РФ, либо ст. 274 УКРФ в зависимости от действий лица, осуществившего посягательство и правил эксплуатации конкретной сети.

Заключение

С повышение роли информации во всех сферах человеческой деятельности повышается роль и значение компьютерной информации как одной из популярных форм создания, использования, передачи информации. А с повышением роли компьютерной информации требуется повышать уровень ее защиты с помощью технических, организационных и особенно правовых мер.

С 1992 года законодатель начал вводить правовое регулирование в сфере использования компьютерной информации, но как показали исследования данной работы, не всегда последовательное. В частности, несоответствие терминологии различных законов, например, несоответствие сути термина «информация» употребленного в Законе об информации и Уголовном законе. Отсутствие, законодательного закрепления некоторых терминов употребляемых в Уголовном законе, например, «ЭВМ», «система ЭВМ», «сеть ЭВМ», «копирование информации» и других. Непоследовательность обнаруживается и в самом Уголовном законе, например, при нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети упоминается о последствиях в виде уничтожения, блокирования или модификации информации, но ничего не говорится о нарушении работы ЭВМ, системы ЭВМ, их сети, хотя это, как и в двух других составах предусмотренных Уголовным кодексом, может принести собственнику ущерб. Также нужно сказать о непоследовательном подходе к формированию квалифицирующего признака о неосторожном причинении тяжких последствий. Такой признак предусмотрен в двух статьях 273 и 274 УК РФ, а это нельзя признать верным, т.к. неосторожное причинение тяжких последствий в равной степени может быть следствием всех трех незаконных деяний.

Проведенные исследования подводят к выводу необходимости внесения значительного массива дополнений и изменений в действующее законодательство. Также издания новых законов вносящих правовое регулирование в информационные отношения, обусловленные распространением на территории России глобальной сети Интернет.

Также проведенные в работе исследования показали, что проработка вопросов в юридической литературе об информационных отношениях, в общем, и компьютерных преступлений в частности, находится на низком уровне. Многие суждения, как в техническом плане, так и в юридическом плане, далеки от практики. Некоторые приводимые мнения только запутывают, нежели помогают разобраться. В связи с чем, в работе приведены собственные мнения по некоторым вопросам, в частности, по формулировке понятия «ЭВМ», «системы ЭВМ», «компьютерного преступления», «неправомерного доступа» и других.