Смекни!
smekni.com

Договор франшизы. Права и обязанности сторон (стр. 6 из 7)

Закон об ограничительной торговой практике 1976 года Англии и Уэльса является основным законом, регулирующим вопросы, воз­никающие в связи с торговой практикой, нарушающей свободу кон­куренции, и затрагивает в основном вопросы формы соглашений, а не их содержания.

В ст. 6(1) и 11(1) Закона содержится определение указанных огра­ничений. В соответствии со ст. 6(1) Закон распространяется на согла­шения (независимо от времени их заключения), заключенные между двумя и более сторонами, ведущими свой бизнес в Соединенном Коро­левстве в сфере .производства или поставки товаров или применения к товарам любого процесса обработки, независимо от участия в этом других сторон. Согласно указанным соглашениям две или более сто­роны принимают на себя ограничения в отношении следующего: коли­чества, описания товаров и цен на них, взимаемых или уплачиваемых за поставляемые товары, включая товары любого процесса, указания лиц и территорий, для которых или от которых будут поставляться или приобретаться товары либо применяться соответствующий процесс.

Если соглашение подлежит регистрации, оно должно быть зарегист­рировано с заполнением определенной формы (форма С2/76) с прило­жением трех экземпляров соглашения. Для избежания необходимости представления для регистрации каждого соглашения о франшизе, заключаемого франчайзером и франчайзи, возможно лишь добав­ление меморандума по всем остальным аналогичным соглашениям, что позволяет сохранить заинтересованным сторонам время и деньги при подаче документов в дальнейшем.

При наличии возражений со стороны Ведомства по справедливой торговле против каких-либо ограничений свободы коммерческого оборота в соглашение должны быть внесены соответствующие изме­нения. Если рекомендованные изменения в соглашение не внесены, оно направляется на рассмотрение Суда по ограничительной прак­тике, который может потребовать внесения изменений в соглашение. На практике лишь небольшое число соглашений передается в Суд.

Заключенный двумя или более сторонами в Соединенном Коро­левстве договор на поставку товаров или оказание услуг регламен­тируется предписаниями данного Закона, в соответствии с которыми при наличии в договоре «связанных с ним ограничений» такой дого­вор подлежит регистрации в Ведомстве по справедливой торговле.

Таким образом, в Англии предусматривается регистрация ограни­чивающих свободу торговли договоров в Ведомстве по справедливой торговле, отдельно соглашения о франшизе не выделяются.

Германия также относится к государствам, в которых специальное законодательство о франчайзинге не принято и отсутствуют предписа­ния относительно преддоговорного раскрытия информации, а отноше­ния сторон по договору о франшизе регламентируются отдельными общими законами. Одновременно по вопросам франчайзинга, затраги­вающим основополагающие принципы Европейского Союза, подлежат применению соответствующие предписания Договора о создании ЕС и Регламента Комиссии ЕС № 2790/1999 от 22 декабря 1999 года о применении ст. 81(3) Консолидированной версии Договора о ЕС к категории вертикальных соглашений и к согласованной практике.

К таким законам, регламентирующим права и обязанности фран­чайзера и франчайзи, требования в отношении вознаграждения, отно­сятся: Гражданское и Торговое уложения, в частности нормы об общих условиях сделок, Закон о потребительском кредите, Закон против ограничения конкуренции, а также законы об интеллектуальной соб­ственности, включая Патентный закон и Закон о торговых знаках.

Кроме того, Германской ассоциацией франчайзинга разработано руководство для данного вида предпринимательских отношений.

Правовое регулирование в рамках Европейского Союза. Спе­циальное регулирование франчайзинга в праве ЕС отсутствует и осу­ществляется в рамках предписаний, направленных на обеспечение реализации свободы передвижения товаров и услуг, а также свободы конкуренции независимо от национальных границ. Непосредственные отношения сторон договора о франшизе реализуются путем заклю­чения ими соответствующих договоров, которые регламентируются гражданско-правовым законодательством (применимым правом соот­ветствующего государства), как и любая иная внешнеэкономическая сделка.

В 1988 году Комиссией ЕС был принят Регламент № 4887/88, кото­рым кодифицировано основанное на решениях Европейского суда прецедентное право в области регулирования франчайзинговых согла­шений. Ряд его принципиальных положений вместе с заменившим его впоследствии Регламентом Комиссии ЕС № 2790/1999 от 22 декабря 1999 года составили основу права ЕС в отношении франчайзинга.

В Регламенте № 4887/88 впервые в праве ЕС дано определение договора о франшизе. Под франшизой (ст. 1.3а Регламента) понима­ется совокупность прав промышленной или интеллектуальной соб­ственности, касающихся товарных знаков, фирменных наименований, вывесок магазинов, полезных моделей, дизайна, авторских и патент­ных прав, ноу-хау, используемых при перепродаже товаров или оказа­нии услуг конечным потребителям. Соглашение о франшизе (ст. 1.36) представляет договор, посредством которого одно лицо (франчайзер) предоставляет другому лицу (франчайзи) в обмен на прямую или непрямую денежную компенсацию право использовать франшизу для продвижения на рынке определенных видов товаров и/или услуг. Договор содержит как минимум следующие обязательства: едино­образное использование наименования или вывески на помещениях и/или транспортных средствах, поименованных в соглашении; пере­дачу франчайзером франчайзи ноу-хау; оказание им франчайзи ком­мерческой или технической помощи в течение срока действия соглашения.

Согласно Регламенту № 4887/88 правоотношение признается соглашением о франшизе при наличии двух условий: реальной пере­дачи ноу-хау и оказания содействия в течение длительного времени. Если же агент продает товар или действует как посредник от имени только одного принципала и не несет серьезных финансовых рисков по сделке, то ст. 85(1) не применима. Однако дистрибьюторские дого­воры об исключительном праве продажи, когда дистрибьютор дейст­вует от своего имени, подпадают под действие ст. 85(1) Договора о создании ЕС. Таким образом, один из основных принципов, закреп­ленных в Регламенте, состоит в определении, соответствует ли тип системы сбыта предписаниям договора, и ответ на данный вопрос зависит от цели договора и системы сбыта. При соответствии типа и системы сбыта праву ЕС признаются соответствующими ему и все необходимые для работы системы условия; основанием для такого признания являются предписания либо ст. 85(1), либо ст. 85(3) Дого­вора о ЕС. Например, условия о неконкуренции по окончании срока действия соглашения о франшизе не считаются нарушающими ст. 85(1), поскольку они необходимы для защиты ноу-хау франчайзера, использование которого является одной из целей указанного согла­шения.

22 декабря 1999 года Комиссией ЕС был принят Регламент № 2790/ 1999, который создал единообразное правовое регулирование вертикальных отношений, возникающих при реализации двух близких по экономической сущности коммерческих отношений: дистрибьюторских отношений и франчайзинга. Основной целью Регламента явля­ется недопущение устранения конкуренции между соответству­ющими хозяйствующими субъектами при выступлении их на рынках стран ЕС. Он предусматривает правовое регулирование категорийных изъятий в отношении следующих видов вертикальных соглашений:

1)направленных на реализацию товаров или услуг соглашений между не конкурирующими между собой хозяйствующими субъектами;

2)соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами;

3)соглашений, содержащих дополнительные условия о предоставле­нии или использовании прав интеллектуальной собственности. Кроме того, действие Регламента распространяется также на согласованную практику ведения коммерческих операций.

Основным критерием для предоставления вертикальным соглаше­ниям категорийных изъятий является состояние рынка купли-продажи конкретного товара. Категорийные изъятия предоставляются тем вертикальным соглашениям, которые соответствуют требованиям Регламента и направлены на совершенствование эффективности цепи производства и сбыта через обеспечение наилучшей коорди­нации взаимодействия хозяйствующих субъектов, в частности путем снижения себестоимости сделок и расходов на продвижение това­ров и оптимизации коммерческих и инвестиционных возможностей сторон.

Международная унификация правового регулирования франчайзинга осуществляется Международным институтом частного права (УНИДРУА). Применительно к договорным отношениям сторон были унифицированы взаимоотношения по мастер-соглашению о франшизе, включающему соглашение между франчайзером и его контрагентом, которого он наделяет правом заключать субсоглашения о франчайзинге. Результатом такой унификации явилась разработка Руковод­ства по организации международной сети франчайзинга 1998 года,которое представляет, с одной стороны, обобщение договорной прак­тики, а с другой стороны, содержит рекомендации по использованию сторонами этого сложного вида отношений по франшизе.

По правовой природе данный документ имеет рекомендательный характер, но в силу авторитета УНИДРУА, глубины проработки вопро­сов он пользуется большим авторитетом в деловых кругах. Руководство раскрывает основные элементы договорных отношений, опосреду­ющие франчайзинг, выделяются особенности и принципы реали­зации отдельных прав и обязанностей. Использование Руководства УНИДРУА по международным мастер-соглашениям о франшизе позво­ляет предприятиям использовать рекомендации данной авторитетной международной межправительственной организации, в которых отра­жены подходы законодательства различных стран и особенности договорной практики, обобщенные в ходе подготовки Руководства.