Смекни!
smekni.com

Реформы Сервия Туллия в Древнем Риме (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: История государства и права зарубежных стран

ТЕМА:

Реформы Сервия Туллия в Древнем Риме

Выполнила:

студентка

Специальность

юриспруденция

Научный руководитель:

2010 год

Введение

Данная работа знакомит не только с самими реформами Сервия Туллия, но и с предпосылками которые предшествовали реформам. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформ Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформ, тем самым, раскрывая сам механизм реформ.

Реформа Сервия Туллия проводились как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

Римское государство существовало полных 13 веков (от 753 г.до н.э. до 565 г.н.э.). На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставались неизменными, они прошли длительный путь развития: из небольшой, неразвитой скотоводческо- аграрной общины в правовой порядок Римской империи. Римское право стало самой совершенной системой права. Позднее в средние века и в новое время, потеснив феодальное право, римское право повторно было принято как позитивное право в большей части Европы и послужило источником создания гражданских законодательств. Большинство терминов, используемых в современной юриспруденции, пришло именно из римских правовых институтов, сохранившихся по настоящее время. Именно римские юристы создали юриспруденцию, как науку о праве. Поэтому тема данной работы заинтересовала меня как будущего юриста.

1. Возникновение государства в Древнем Риме

С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении реки Тибр, в северном Лации (Средняя Италия) близ морского побережья Тирренского моря, возникли поселения пастухов и землевладельцев, которые расселились латиносикульские племена, ветвь италиков, пришедших на Аппенинский полуостров из придунайских областей в начале II тыс. до н.э.. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. Через район, где в последствии были центральные части города Рима, проходила большая дорога из горных местностей на юге-востоке к реке Тибр. По этой дороге ездили на солеварни, находившиеся на правом берегу Тибра. У переправы через реку, где скапливались проезжие торговцы, стали селиться и ремесленники. Постепенно разрозненные поселения слились в единую городскую общину. В 754-753 гг. до н.э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость. Так возник город Рим. Низменное пространство между Капитолийским и Палатинским холмами, ранее использовавшееся для захоронений, было превращено в центральную площадь нового города – «форум». На форуме в обычные дни шла торговля. Здесь же собирались сходки граждан, обсуждались общественные дела, выступали глашатаи, сообщавшие гражданам решения совета старейшин и руководителей общины, происходили религиозные шестия, соершались обряды поклонения богам, прощания со знатными покойниками, празднования побед и другие общественные действия. Так как город возник на стыке районов поселений, то первоначально его население было многоплеменным и состояло из трех племен: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски).

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом. По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Альбанской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. Старший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Используя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашнего очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее родились близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов. Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ. Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима - 21 апреля 754 г. до н.э. А современные ученые-археологи, проведя раскопки, обнаружили, что древнейшие поселки на римских холмах впервые объединились в одно поселение в VIII в. до н. э. Ромулу приписывают организацию римской общины.

Римляне верили это легенде и вели свое летоисчисление.

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков. Римский род был отцовским с правом наследования, он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ. Род состоял из больших (три поколения) отцовских семей (familia), в которые входили лица, связанные родственными связями, и рабы. Родственные связи признавались связи только по отцу. Глава семьи распоряжался семейной собственностью, исполнял обязанности жреца домашнего культа, был единственным судьей, который решал судьбы членов семьи (мог продать в рабство, убить). Земля находилась в собственности рода, лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Каждый род имел свое родовое имя, которое наряду с именем собственным и прозвищем отдельных лиц или семейных групп носил всякий из членов родового объединения. Поэтому даже в более позднее, историческое время римляне имели имя, состоящее из трех частей – Гай Юлий Цезарь: Гай из рода Юлиев, из семьи Цезарей. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей. Как уже было сказано ранее римская община состояла из трех племен, называемых трибами (лат. tribus, от tribuo — делю, разделяю). В каждую трибу входили 10 курий, каждую курию составляли 10 родов, а в каждом роде было по 10 семейств. Таким образом, население всей общины состояло из 300 родов. Члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом и назывались патрициями (лат. patricii, от pater — отец, то есть «потомки отцов»). Они владели родовыми земельными наделами, делили между собой запасные пахотные землии составляли городское ополчение. Для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, решало вопросы войны и мира с соседними народами, утверждало решения сената. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенекс» - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Сенат выбирал пожизненного вождя рекса («rex» – царь). Царь председательствовал в сенате, приносил жертвы богам от имени всей общины и возглавлял ополчение граждан – «легион». Из легендарного списка семи царей Древнего Рима первым был Ромул (753-716 до.н.э.), вторым – Нума Помпилий (715-674 до.н.э.), затем правили цари: Тулл Гостилий (673-642 до н.э.), Анк Марций (642-617 до.н.э.), после которого престол перешел к этрусской династии: Луций Тарквиний Прииск (Тарквиний Древний) (616-579 до н.э.), Сервий Туллий (578-535 до н.э.), Луций Тарквиний Гордый (535-509 до н.э.). Этот период римской истории вошел в истории как царский период. Развитие производительных сил привело к индивидуализации производства и возникновению частной собственности отдельных семей. Рост товарного производства и обмена усиливал их имущественное неравенство. Общественная собственность интенсивно уступала неуклонно развивающейся частной собственности. Богатеющие семьи получили возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников. Так появилась обособленная социальная группа населения, находящаяся в непосредственной связи с патрициями – клиенты (от лат. Clitnis-послушный). Это обедневшие потерявшие землю общинники, отпущенные на свободу рабы, незаконнорожденные дети, иностранцы. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, клиенты находились в личной зависимости от патрициев, которые в этом случае назывались патронами. Клиент получал от патрона землю, скот и входил в семью патрона на правах младшего члена, участвуя в родовом культе и в собраниях по куриям, поддерживая своего патрона, за что, в свою очередь обязан был сопровождать его в мирное и военное время, публично почитать его, оказывать всякие имущественные и личные услуги. Такие отношения скрывали эксплуатацию соплеменников, создавая внешние признаки большой патриархальной семьи. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое пополняли насильственные переселенцы из покоренных городов. Первоначально переселенцев включали в трибы и курии, позже доступ туда был закрыт, так как ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. После того, как доступ новых родов и лиц в римскую общину был закрыт, образовался свободный слой населения - плебеи (лат.Plebejus). Плебеи не входили в родовой слой патрициев, не имели права на получение части общинных земель (фонда земель, захваченных римлянами у соседей), не могли служить в войске, были лишены политических прав, государство предоставляло им лишь небольшой надел. Слой плебейского населения пополнялся за счет разорившихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов и отпущенных на волю рабов. Плебеи не имели права вступать в брак с членами общины. В семейных отношениях плебеев длительное время сохранялись пережитки материнского права, при котором мать считалась главой семьи и хозяйственного имущества. Видимо, поэтому вплоть до 445 года до н.э. браки между патрициями и плебеями не признавались законными.Основными видами их деятельности являлись земледелие (некоторые плебеи имели приусадебные участки в 2 югера (0,5 га), но многие были вовсе без земли), скотоводство, ремесло и торговля. Плебеи были лично свободны, но ограничены в имущественных и личных правах. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме жречества, политической деятельности и военной службы. Рост численности плебеев, концентрация в их руках ремесленного производства и торговли превратили этот слой населения в своеобразную общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Развитие ремесел и торговли, которыми все больше и больше занимались плебеи, привело к расслоению римского плебса. Из среды плебеев появляются богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть возрастающую роль в экономике Рима, но они быстро ощутили свое бесправие. С другой, стороны возросло число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в кабальное рабство. Плебеи на правах частной собственности владели очень небольшими участками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванных областей, естественный прирост населения в условиях римского малоземелья увеличил число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качестве залога патрициям и богатым плебеям. Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по воле кредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора, под залог своей личной свободы. Таким образом, патриции закабаляли своих должников. Они имели право продать их в рабство за Тибр, т.е. за пределы римской общины. По древним судебным обычаям, человек, взявший в долг зерно, скот, какие-либо орудия должен был в срок вернуть лицу, давшему ему ссуду (кредитору), все взятое с некоторым излишком – процентом. В противном случае кредитор имеет право привести должника на суд и потребовать от него взятое в долг или какой-либо компенсации - продажи в рабство детей, жены, и, наконец, самого должника. А так как многие бедняки оказывались не в состоянии в срок оплатить долг и проценты по нему, то члены их семей и сами они пополняли ряды рабов. Таким образом, в Древнем Риме родовое общество превратилось в замкнутую патрициальную общину среди многочисленной, бесправной, но несущей все обязанности массе плебеев. Жестокое долговое право вызывало недовольство у беднеющей части плебеев, которые в условиях возрастающей численности рабов становятся все более опасной силой для римской общины. Эти недовольства породили классовую борьбу плебеев за равноправие с членами римской общины. Римский плебс стремился получить доступ к разделам земли общественного поля, которое принадлежало всей римской общине. Общественное поле увеличивалось за счет земель, отобранных римлянами у побежденных народов (отнималось от 1/3 до 2/3 всей земли). Однако только патриции могли оккупировать, т.е. занимать, земли общественного поля. Чтобы получить такое же право оккупации плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах. Кроме того, они требовали отмены долговой кабалы, ограничения процента ростовщиков. Таким образом, борьба плебеев с патрициями в экономическом отношении была борьбой за землю. В V-IV вв. до н.э. плебеи вступили в длительную борьбу за равенство с патрициями в экономическом и политическом отношении. Эта борьба вызвала в середине IV в. до н.э. проведение реформ, приписываемых предпоследнему царю Древнего Рима Сервию Туллию.

2. Реформы Сервия Туллия