Смекни!
smekni.com

Естественное право и его место в мире (стр. 4 из 7)

Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности различных организаций. Корпоративные нормы общественных организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами. В этом случае они приобретают значение нормативного правового акта. При возникновении правовых коллизий, безусловно, корпоративные нормы не могут ни в каком случае иметь приоритета перед правовыми нормами.

Система социальных норм представляет собой правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, обычные, корпоративные нормы и др. Социальные нормы - это правила социально значимого поведения людей[14].

Система технических норм - это совокупность норм, определяющих правила рационального обращения с орудиями труда, предметами материального мира в целом. Особенности технических норм состоят в специальном предмете регулирования, «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой и техникой. К техническим нормам в широком смысле относятся нормы, регулирующие отношения типа «человек - машина», «человек - производство», «человек - природа» и др. Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой). Существуют некоторые группы технических норм, находящих закрепление в законодательстве, превращаясь в нормы технико-юридического характера. К этим нормам относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная.

Глава 2. Эволюция права

2.1 Этапы и фазы развития права

«Право – могучий корень общественной, личной и духовно-культурной жизни всякого народа, поэтому те, кто числит право по ведомству лишь юриспруденции, - не заглядывают в сущностные глубины правового бытия… Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти темы права, и ни один вдумчивый теоретик права не минул стези философствования»[15].

Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение в жизни общества. Выявление сущности права основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия.

Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о

Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости[16]:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота – это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое – одно и то же. Право – есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость – это сочетание трех добродетелей – мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право – это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Цицерон: несправедливый закон не создает права. «Если законы такого государства противоречат справедливости, то они не являются законами».

Представленный обзор правовых теорий демонстрирует многообразие подходов к выявлению главного, существенного, что отличает право от сходных с ним явлений, т.е. к определению сущности права, что объясняется сложностью и особой многогранностью социального феномена, каким является право. Каждый мыслитель в познании природы права акцент ставит на главной, с его точки зрения, идее, характеристике права. Отсюда, право как таковое является одновременно продуктом социальной жизни и проявлением воли человека, идеалом и реальностью, явлением исторического порядка и нормативного, актом свободы и актом принуждения …. Как отметил профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, автор оригинальной коммуникативной теории права А. В. Поляков, «При всей своей внешней многообразности, коллизионности и исторической изменчивости право представляет собой внутренне (эйдетически) симфоничное и интегральное (целостное) единство; оно едино по природе, обладает единой структурой и едиными сущностными признаками. Иными словами, оно представляет собой многоединство»[17].

Автор либертарно-юридической концепции права академик Владик Сумбатович Нерсесянц сущность права усматривает в принципе формального равенства, который «представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права – всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. … Присущая праву всеобщая равная мера – это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры).

Взаимосвязь и смысловое единство этих трех компонентов принципа формального равенства (сущностных свойств права) состоят в том, что правовой тип (форма) регуляции взаимоотношений людей включает в себя: 1) формальное равенство участников (субъектов) данного типа (формы) взаимоотношений (фактически различные люди уравнены единой мерой и общей формой); 2) их формальную свободу (их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение равной мере, действие по единой общей норме, форме); 3) формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех мера и форма дозволений, запретов и т. д., исключающая чьи-либо привилегии и произвол). Равенство (всеобщая равная мера) предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода – равную меру и справедливость, справедливость – равную меру и свободу»[18].

2.2. Место права в современном мире

В зависимости от уровня правовой, политической и общей культуры, развитости демократических традиций, зрелости гражданского общества в юридической науке формируются различные подходы к правопониманию. Профессор Олег Эрнестович Лейст выделил три основные концепции права, сложившиеся в процессе становления и развития гражданского общества в странах европейской цивилизации, – позитивно-нормативную (право – это нормы, изложенные в законах и других нормативных актах); естественно-правовую школу (философское, нравственное направление), согласно которой право – не только тексты, но и форма общественного сознания; социологическую концепцию права, в рамках которой право – это порядок общественных отношений в действиях и поведении людей.

Как справедливо отметил профессор А. В. Поляков, «конец XX актуализировал задачу теоретического обоснования целостной концепции права, которая могла бы объединить жизненные идеи основных правовых школ и направлений.» Речь идет о разработке интегративного подхода в правопонимании, основанного на утверждении, что каждая из этих конкурирующих школ выделила одно из важных измерений права, исключив прочие, и что совмещение нескольких измерений в одном фокусе дает более объемный и целостный образ права.

Право существует в правовом сознании (в виде идей, представлений, суждений о нем). Это – одно из измерений права, форма его бытия. Естественно-правовой подход.

Право, его содержательная характеристика выражается в нормах, нормативно-правовых актах. Тоже форма бытия права, другое его измерение, представленное в позитивно-нормативной концепции.

Право реально существует, проявляет свое назначение и нормативный потенциал в правовой деятельности конкретных лиц, в их правовых поступках и действиях. Представление о праве с социологической позиции. И это третье измерение права.

В рамках трех основных измерений, своеобразных форм бытия права можно сформировать целостный образ права, оценить его качественные характеристики и функции.

Глава 3. Естественное право и его место в мире

3.1. Понятие естественного права

Естественное право – есть отображение вечного божественного права, управляющего миром. Естественное право происходит от божественного закона, выраженного в Священном Писании и воспринимаемого рассудком человека. Естественное право развивается и дополняется позитивным правом. Поэтому человеческий закон должен быть справедливым[19].

Классическая школа естественного права (Гуго Гроций, Т. Гоббс, Джон Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) оставалась господствующей в правовой мысли на протяжении XVII–XVIII вв.

Идеологом социального компромисса в 1688 г. выступил Джон Локк (1632—1704 гг.), виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Острые социально-политические противоречия английского общества второй половины XVII в., динамизм, противоречивость процессов привели к острой идеологической борьбе, к дальнейшему развитию концепций, ориентирующихся на буржуазно-демократические ценности и идеалы.