Смекни!
smekni.com

Сроки в гражданском праве. Исковая давность 2 (стр. 3 из 5)

Одним из существенных изменений последнего времени в отношении правового режима исковой давности стало возвращение к прежнему принципу ее применения только по заявлению стороны в споре. Как известно, вплоть до вступления в действие Основ гражданского законодательства 1991 года исковая давность применялась судом по собственной инициативе. Применение исковой давности только по заявлению стороны в споре отвечает современным подходам зарубежного гражданского законодательства, равно как и нормам некоторых международных договоров.

Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. Соответственно пропуск срока исковой давности служит сам по себе достаточным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК). Пропуск срока исковой давности вместе с тем не оказывает влияния на действительность защищаемого права.

Принадлежащее лицу право существует не только в пределах сроков исковой давности, но и после их истечения. Следовательно, если фирма-должник перечислила фирме-кредитору долг, она не сможет впоследствии требовать уплаченное обратно, ссылаясь на то, что к моменту платежа срок уже прошел, поскольку ее долг как таковой сохраняется. Все дело лишь в том, что должника уже нельзя заставить с помощью суда исполнить свой долг (ст. 206 ГКРФ).

Правила закона, определяющие сроки исковой давности и порядок их исчисления, носят основной своей части императивный характер. Так, стороны не могут своим соглашением изменить продолжительность срока исковой давности, по-иному, чем в законе, определить начало его течения, обстоятельства, приостанавливающие исковую давность и т. д.

3.2 Виды сроков исковой давности

Различают общие и специальные сроки исковой давности. Статья 196 ГК установила общий срок исковой давности в 3 года. Такой равный подход ко всем субъектам гражданского права, независимо от того, на какой форме собственности основана их деятельность, соответствует рыночным отношениям.

Общий срок, в частности, применяется к искам о признании недействительными и противоречащими закону ненормативных актов госоргана; регрессным искам; требованиям о признании ордера недействительным; требованиям супругов, брак которых расторгнут, о разделе общего имущества; искам о взыскании неустойки (штрафа, пени), а также искам, возникшим из поставки некомплектной продукции; требованиям о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами; требованиям о возмещении затрат по уходу за наследодателем во время его болезни, на его похороны, а также расходов по охране наследства и управления им.

Специальные сроки исковой давности делятся на сокращенные (по сравнению с общими) и более продолжительные (ст. 197 ГКРФ).

Сокращенные сроки исковой давности установлены по искам: о признании оспоримой сделки недействительной; вытекающим из отступлений подрядчика от условий договора – в течение года со дня принятия работы (ст. 725 ГКРФ); перевозчиков к отправителям, получателям грузов, пассажирам – в течение года (ст. 797 ГКРФ); вытекающим из договора имущественного страхования — в течение 2 лет (ст. 966 ГКРФ) и др. Более длительные (чем общий) сроки исковой давности установлены лишь в случаях, прямо оговоренных федеральным законом (например, п. 1 ст. 181 ГКРФ).

Так, иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение.

В отношении любых сроков исковой давности (общих, сокращенных, продленных) действует ряд обязательных требований, установленных законом: иск допустимо предъявлять лишь в случаях, когда нарушено гражданское (субъективное) право того или иного лица, причем иск может предъявить лишь лицо, наделенное таким правом (ст. 195 ГКРФ); любые соглашения о неприменении, уменьшении, увеличении и т.п. сроков исковой давности, заключенные сторонами, недействительны (ст. 198 ГКРФ); истечение срока исковой давности служит основанием для отказа в удовлетворении иска, но не является основанием для отказа от судебного рассмотрения иска (ст. 199 ГКРФ); сроки исковой давности, установленные законами, иными правовыми актами, действуют лишь в случае, если не противоречат нормам ГК.

3.3 Значение сроков исковой давности

Значение исковой давности определяется рядом факторов:

1. Первое место в ряду таких факторов занимает вопрос о последствиях, порождаемых истечением его сроков. Эти последствия заключаются в том, что истечение срока исковой давности исключает возможность защиты нарушенного права посредством судебного принуждения (погашает право на иск в материальном смысле).

2. Другой фактор, определяющий значение исковой давности, касается применения норм об исковой давности.

Прежде всего следует подчеркнуть, что сроки правоотношения не вправе исключить действие исковой давности либо изменить ее сроки. Нормы о сроках исковой давности и порядке из исчисления являются императивными. Приостановление или перерыв течения срока исковой давности может регламентироваться только нормами закона. (ст. 198 ГК)

Однако применение норм об исковой давности может быть осуществлено судом только по заявлению стороны в споре (п.2 ст. 199 ГК).

ГК исходит из положения о том, что назначение исковой давности должно состоять лишь в обессиливании права на иск, но не в погашении самого субъективного права. Защищаемая правом на иск сторона не может воспользоваться им за пределами установленного законом срока.

3.Следует иметь в виду, что нормы об исковой давности не применяются к пресекательным срокам и, следовательно, к ним неприменимы правила о восстановлении, перерыве и приостановлении.

4.Правила исчисления сроков исковой давности.

4.1 Начало течения исковой давности

Определение начала течения исковой давности имеет большое значение. В соответствии со ст. 200 ГК РФ исковая давность начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются только Гражданским Кодексом РФ и иными законами.

Таким образом, начало течения исковой давности закон связывает, с одной стороны, с объективным моментом, т. е. нарушением субъективного права, а с другой стороны, с субъективным моментом, т. е. моментом, когда управомоченный узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Очевидно, что эти моменты не всегда совпадают, хотя и предполагается, что потерпевший узнает о нарушении своего права в момент его нарушения. Однако если истец докажет, что он узнал и мог узнать о нарушении лишь позднее, предпочтение отдается субъективному моменту. Такое решение вопроса представляется вполне справедливым, так как если управомоченное лицо не знает о нарушении своего права, то оно, естественно, не может воспользоваться правом на защиту. Но в данном случае уже ответчик может доказывать, что о нарушении права истец должен был узнать раньше, чем он узнал об этом фактически. И если действительно будет установлено, что истец не узнал своевременно о нарушении своего права из-за своей халатности, давность начинает течь с того момента, когда по обстоятельствам дела истец должен был узнать о нарушении.

Однако течение исковой давности, не может начаться ранее дня, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении его права и о субъекте, являющемся нарушителем права.

Момент начала исковой давности для защиты некоторых субъективных прав имеет определенную специфику. В относительных правоотношениях решающее влияние на начало давностного срока оказывает содержание этих правоотношений. В том случае, если обязанность должника состояла в совершении им определенного действия в обусловленный договором срок, исковая давность начинает течь с момента наступления (истечения) срока исполнения. Когда исполнение обязательства определено моментом востребования (ст. 374 ГК РФ), давность исчисляется с момента истечения 7- дневного льготного срока, если обязанность немедленного исполнения не вытекает из закона, договора или существа обязательства. Если обязанность должника состоит в совершении ряда последовательности однородных действий, например, в осуществлении поставок или оказании услуг, срок исковой давности применяется по каждому требованию отдельно.

В тех относительных правоотношениях, в которых обязанностью должника является, среди прочего, воздержание от каких-либо действий (например, по авторскому договору о передаче исключительных прав автор должен не передавать свое произведение для использования определенным образом другим лицам в течение всего срока договора), исковая давность начинает течь с того дня, когда кредитору стало или должно было стать известным о совершении должником соответствующего действия. В таком же порядке определяется момент начала давностного срока при нарушении большинства абсолютных прав. По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства.