Смекни!
smekni.com

Убийство в состоянии аффекта 3 (стр. 4 из 4)

Убийство в состоянии аффекта может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Как пример можно привести следующее дело. Л., возвратившись домой, увидел в квартире полностью обнаженную жену, а в своей постели неизвестного мужчину. Это привело его в состояние аффекта и он зубилом .начал наносить удары жене и мужчине. Жена на месте преступления скончалась, а мужчине удалось убежать.
Действия Л. были квалифицированы Судебной коллегией по уголовным делам Вер­ховного Суда Российской Федерации по ч. 1 ст. 107 и ч. 3 ст. 30 УК, т.е. суд пришел к выводу, что виновный действовал с прямым умыслом на убийство. С этим выводом можно согласиться, хотя, однако, следует отметить, что суд не отразил в квалификации то обстоятельство, что умысел виновного был на­правлен на убийство двух человек, потому его действия должны быть квалифициро­ваны по ч. 1 ст. 107 УК, и ч. 3 ст. 30, и ч. 2 ст. 107 УК.

Из ст. 107 УК следует, что внезапное сильное душев­ное волнение и как следствие его умысел на убийство могут возникнуть не только у того лица, которому причинено насилие или нанесено оскорбление, но и у других лиц, которым об этом факте стало известно. На практике этот вопрос возникал и решался положительно.

Так, Ц. был осужден за убийство В., который жестоко избил его несовершеннолетнего сына. Вечером в дом Ц. соседи при­несли его сына, рассказав, что мальчика избивал палкой В. Сын Ц. находился без сознания и был весь окровавлен, его одежда порвана. Еще в детстве он лишился одного глаза, а теперь второй глаз после избиения оказался за­литым кровью. Возмущенный Ц. схватил ружье, выбежал на улицу и, встретив недалеко от своего дома В., застре­лил его. Президиум Верховного Суда РСФСР признал, что Ц. совершил убийство в состоянии аффекта. В дан­ном случае действия Ц. были вызваны насилием в отно­шении сына, оно возмутило Ц., но к нему не относилось. Действия же потерпевшего были противозаконными, по­влекшими тяжкие последствия для близкого Ц. человека.

Противозаконные действия в отношении другого лица и, особенно в отношении детей, женщин и стариков вызы­вают справедливое чувство негодования у каждого челове­ка. Тем более оно присуще родственникам или знакомым лица, подвергшегося насилию или тяжкому оскорблению. Поэтому было бы неправильным считать это чувство тре­тьих лиц низменным или отягчающим ответственность в случае убийства в состоянии внезапно возникшего силь­ного душевного волнения.

(7) В случаях, когда в содеянном содержатся одновременно признаки убийства, предусмотренного ст. 107 УК, и убийства при отягчающих обстоятельствах, применяется норма ст. 107 УК.

Совершенное в состоянии аффекта убийство может содержать одновременно и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 105 УК РФ. Смягчая наказание за убийство, совершенное в состоянии аффекта, закон исходит из того, что это преступление является ответным действием на поведение потерпевшего. Поэтому убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, даже содержащее одновременно признаки, указанные в ч. 2 ст. 105 УК РФ, не превращается в убийство при отягчающих обстоятельствах и квалифицируется по ст. 107 УК РФ, что подтверждается наличием ч. 2 ст. 107 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за убийство в состоянии аффекта двух или более лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди преступлений, посягающих на личность, наиболее тяжкими являются преступления против жизни. Они посягают на жизнь человека — благо, которое дается ему только один раз. Преступления против жизни относятся к числу тех преступлений, при квали­фикации которых встречаются значительные трудности. Они являются следствием многообразия различных ситуа­ций совершения этих посягательств и сложности призна­ков, которые приходится учитывать. Данное обстоятель­ство обусловило содержание работы, в которой на основе всестороннего изучения практики и использования дости­жений отечественной науки уголовного права предпринята по­пытка исследования квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта, индивидуализации ответственности за эти преступления. В работе показано развитие законода­тельства о преступлениях против жизни, условия правиль­ной их квалификации по действующему законодательст­ву, значение для этого признаков состава преступления, зависимость квалификации убийства от обвинения, отражающего содержание факти­ческих данных, подлежащих квалификации;. На этой ос­нове анализируются особенности квалификации каждого вида убийства, формулиру­ются конкретные рекомендации по совершенствованию практики применения уголовного законодательства (ст. 107 УК) и предложения по его дальней­шему улучшению.

Значительное внимание в работе уде­лено отграничению убийства, совершенного в состоянии аффекта, от другого, а также разграниче­нию преступлений против жизни и других преступлений, связанных с причинением смерти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин С. В. Указ. соч. - 466 с.

2. Бородин С. В. Квалификация преступлений против жизни.- М.: Юридическая литература, 1977. - 240 с.

3. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1992. - N 4. – С. 6-9.

4. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - N 11. – С. 18-21.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации – М.: Проспект, 1997. – 760 с.

6. Курс советского уголовного права. Т 3.- Л., 1973. - С. 484.

7. Малая медицинская энциклопедия. Т.9. - М., 1968.- С. 324.

8. О судебной практике по делам об умышленных убийствах: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1993. - N 2. - С. 4- 6

9. Преступность и правонарушения. Статистический сборник. - М., 1997. - 236 с.

10. Рарог А.И. Вина в советском уголовном праве. - Саратов, 1987., - 164 с.

11. Судебная медицина - М., 1997., - 504 с.

12. Уголовное право. Особенная часть/ Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 1995.- 576 с.

13. Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник/Под общ. ред. Проф. Л.Д. Гаухмана, проф. Л.М. Колодкина и проф. С.В. Максимова. – М.: Юриспруденция, 1999. – 784 с.

14. Уголовное право России. Особенная часть/ Под ред. А.И. Рарога. - М., 1997. -651с.