Смекни!
smekni.com

Субкультура преступного мира (стр. 2 из 4)

Некоторые исследователи называют как один из факторов технический прогресс, в частности, компьютерный бум, который привел к появлению групп несовершеннолетних и молодых людей, делающих преступный бизнес на компьютерной технике. Происходят кражи не только компьютеров, но и программ, использование компьютеров для различных финансовых махинаций, заражение ЭВМ "компьютерным вирусом" и т.п. В одиночку преступники в этой области не работают. Объединяясь в группы специалистов по данной технике, они разрабатывают правила, нормы, ценности "технарей", делающих бизнес, по которым и живут.

Так как субкультура преступного мира - это не только субкультура лиц, находящихся в местах лишения свободы, но и находящихся на воле, но имеющих отношение к криминальному миру, то важно сказать о возможных причинах существования данного вида субкультуры «на зоне». Это не только действие уголовных традиций, но и социальная подоплека – перенесение норм криминальной субкультуры из обыденной жизни в специальные воспитательные сооружения, колонии. В социологической литературе на данную тему можно найти высказывания о том, что на образование субкультуры преступного мира оказывают влияние два прямо противоположных фактора:

1. Механизм поиска личностью психологической и физической защиты в новой среде, в том числе защиты от администрации закрытого учреждения (на свободе - от правоохранительных органов) и враждебных молодежных группировок;

2. Механизм взаимной агрессии членов сообщества, взаимного наказания и притеснения слабых ради собственного удовлетворения и возвышения.

Таким образом, если случается конфликт группировки с «внешним миром», то тогда участники действуют по принципу: один за всех, все за одного. В то же время внутри группировки присутствует подавление одних членов другими.

Структура и содержание субкультуры преступного мира.

Прежде чем говорить о структуре и содержании данного вида субкультуры скажем несколько слов о ее особенностях. Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. В ней отчетливо прослеживается:-резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры;- внутренняя связь с уголовными традициями;- скрытность от непосвященных;- наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов;- отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;- нечестность и двуличное отношение к «чужим»;- паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;- обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;- неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;- поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;- поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.Характерной чертой данной субкультуры является наличие социально-психологической стратификации, которая закрепляется социальной стигматизацией. Таким образом, статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальном сообществе действуют определенные «знаки отличия», «читая» которые можно понять, «кто есть кто».Средствами социальной стигматизации в криминальных группах являются:- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степень его авторитета, притязания и ожидания;- клички по степени благозвучности, возвышенности, которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе;- система вещественных атрибутов, к которым относятся носимая одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.- размещение человека в пространстве (по спальным местам и так далее). Можно сказать, что все вышеперечисленное является элементами субкультуры преступного мира.Характерными чертами, присущими криминальной субкультуре, являются следующее:1. Наличие в учреждении (населенном пункте, микрорайоне) враждующих между собой группировок и конфликтов между ними.2. Жесткая групповая стратификация с делением людей на «чужих» и «своих», а «своих» на касты. 3. Наличие многообразных привилегий для «элиты» и различных табу. 4. Распространенность ритуалов «прописки» новичков. 5. Факт появления «отверженных» («неприкасаемых»). 6. Клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только «неприкасаемые». 7. Подверженность «низов» поборам и вымогательству. 8. Распространенность специальных способов снижения статуса: мужеложство, «вафлерства», «парафина», стирки носков и др. 9. Распространенность симуляции болезней и членовредительства среди «низов». 10. Групповые нарушения режима учреждения и групповые неповиновения 11. Уклонение «авторитетов» от работ 12. Распространенность азартных игр 13. Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок.По аналогии с обычной культурой можно выделить два главных элемента (две главных сферы) субкультуры преступного мира: материальные и духовные сферы. Как и человеческая культура в целом, криминальная субкультура содержит не только предметные результаты деятельности преступных сообществ и их членов (орудия и способы совершения преступления, материальные ценности и т.п.), но и субъективные человеческие силы и способности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, мировоззрение, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и тому подобное).Все вышеперечисленное находит отражение в криминальной идеологии – своеобразной философии уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину за содеянное, снимает психологические и нравственные барьеры, которые человеку надо преодолеть, чтобы пойти на преступление. Именно она приводит в действие различные механизмы самооправдания. Важное место в криминальной идеологии исследователи отводят отношению к вине. Часто встречается такая форма самозащиты, получившая название «частичное отрицание вины: «Да я виноват, но не настолько, чтоб меня посадили». Базируется криминальная субкультура на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, правовой нигилизм, цинизм, социально-правовой инфантилизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания.

В настоящее время авторами выделяется три вида субкультуры преступного мира: субкультура представителей профессиональной преступности; субкультура представителей организованной преступности; субкультура наркоманов. Отдельно следует сказать о тюремной субкультуре. На сегодняшний день в литературе нет единого мнения по этому вопросу. Одни исследователи считают, что это неформальная жизнь преступников, оказавшихся в местах лишения свободы, другие называют тюремную субкультуру разновидностью криминальной, третьи рассматривают тюремную субкультуру как самостоятельную культуру определенной микросреды. Мне близка точка зрения, что тюремная субкультура – часть криминальной. По мнению Тулегенова В.В., на формировании е тюремной субкультуры оказывают влияние два фактора: внутренний – процессы, происходящие в микросреде осужденных – взаимодействие различных криминальных и некриминальных субкультур, «принесенных» с собой заключенными. Внешний фактор – отношение государства к преступности, где действует принцип: «чем более широкий круг отношений осужденных регулируется государством, те ограниченней сфера тюремной субкультуры. Таким образом, Тулегенов делает вывод, что тюремную субкультуру можно определить как особый вид криминальной субкультуры, сформированный в результате слияния различных субкультур как криминального, так и не криминального характера, являющийся компромиссом между микросредой осужденных и обществом и направленный на выживание в экстремальных условиях лиц, преступивших уголовно-правовые запреты, и сохранение ценностей преступного мира.

Возвращаясь к вопросу о структуре субкультуры преступного мира, хочу привести точку зрения С.Я. Лебедева. Он выделяет следующие элементы в преступных традициях:

· регулятивные – «законы и правила», регулирующие взаимоотношения между преступниками в связи с ведением антиобщественного образа жизни и совершением преступлений, специфические ритуалы общения и поведения в преступной среде, а также неформальное разделение преступников;

· атрибутивные – татуировки, жаргон, клички, мимика, жестикуляция, отражающие принадлежность к тому или иному виду преступной деятельности;

· эмоциональные – песни, стихи поговорки.

Результаты различных исследований профессионалами были выявлены следующие закономерности. Во-первых, наличие деления осужденных на субкультурные группы внутри своего сообщества в зависимости от модели поведения: «блатные» - осужденные, отрицающие социальную изоляцию; «активисты» - приспособившиеся к социальной изоляции; «мужики» - смирившиеся с социальной изоляцией; «отверженные» - деперсонализированные в условиях социальной изоляции. Во-вторых, среди «блатных» распространена шкала престижа со следующими званиями: - элитные звания («вор в законе», «положенец»); - престижные звания ( «авторитет», ученик неформального лидера); - простые звания ( рядовой член данной группы осужденных). Следует отметить, что именно данная группа осужденных, отрицая социальную изоляцию, ведет паразитический образ жизни в местах лишения свободы, отрицая и привлечение к труду. Большинство из них не имеют образования и отбывают повторные сроки, что свидетельствует об их стойкой криминогенной направленности.