Смекни!
smekni.com

Криминологическая характеристика личности женщин - преступниц и женской преступности (стр. 3 из 8)

По образовательному уровню различные группы женщин-преступниц мало чем отличаются друг от друга. Исследования, проводимые Михлиным А. С. показали, что наибольший удельный вес среди преступниц занимают те, у которых законченное среднее образование (свыше 40%) . Немало лиц и со средним специальным образованием - почти каждая третья. Как правило, образовательный и культурный уровень лиц, совершивших преступление, ниже, чем у законопослушных граждан[6].

Среди несовершеннолетних преступниц велик удельный вес тех, кто не работает и не учится. Но надо признать тот факт, что в связи с современными экономическими тенденциями в нашем государстве растет уровень безработицы, и ряды женщин-преступниц без определенных занятий будут увеличиваться. На сегодняшний день неблагоприятно положение женщин освободившихся из мест лишения свободы, которых не берут на работу, а если и берут, то, на самые грязные, тяжелые и мало оплачиваемые. В результате этих факторов соответственно растут ряды женщин-правонарушительниц без определенного места жительства и занятий, что в ряде случаев толкает женщину на совершение нового преступления.

В момент совершения преступления немногим более половины женщин состояли в брачных отношениях. У тех из них, кто в результате осуждения не был наказан к лишению свободы, семья не распалась. У женщин, содержащихся в местах лишения свободы сохранилась семья лишь у 22.8%. Меньше всего женщин состоящих в брачных отношениях среди преступниц, совершивших убийство своего новорожденного ребенка. Убийство ребенка происходит в результате неблагоприятных обстоятельств или ранней половой жизни, отсутствием мужа, материальных затруднений, ненадлежащие жизненные условия для воспитания будущего ребенка. Все это способствует тому, что беременная женщина пытается сделать аборт, а если это не удается, то совершает детоубийство. На принятие такого решения могут оказывать влияние лица, от которого женщина находится в материальной или иной зависимости: отец будущего ребенка, родители, родственники, знакомые.

Так, К. в возрасте 18 лет познакомилась с Н. и через некоторое время вступила с ним в половые отношения. Он сначала обещал жениться на ней, но затем отказался. К. хотела сделать аборт, но было уже поздно. Боясь родителей и знакомых, о своей беременности К. ни кому не говорила. Роды начались, когда она была на работе в сельском магазине. Она убежала в туалет и там родила мальчика, которого сразу же задушила заранее заготовленной капроновой веревкой, завернула в плащ и оставила там же. Сама вернулась на рабочее место, ей стало плохо, и она была доставлена в больницу, где в связи с обильным кровотечением быстро установили недавние роды. Это один из типичных примеров характерных для женщин-детоубийц. Следует сказать, что заметное большинство осужденных к лишению свободы женщин (67.7%) имеют детей, причем каждая четвертая - двух и более. Среди них немало матерей-одиночек.

Что касается состояния здоровья преступниц, то по имеющимся данным Михлина А. С. 25 - 30% осужденных к лишению свободы женщин имели различные психические аномалии[7]. Аномальных преступниц несколько больше среди несовершеннолетних. Среди них немало и тех, у кого были обнаружены венерические заболевания. Так, из каждых ста осужденных девушек примерно у двух был диагностирован сифилис и еще у двух-трех гонорея.

В связи с совершенным преступлением женщины испытывают чувство вины, обеспокоены своим дальнейшим существованием. В период отбывания наказания в исправительно-трудовом учреждении им присуще стремление изменить существующее положение (которым они естественно недовольны) в гораздо лучшую сторону. У женщин-преступниц сильно повышена тревожность, отмечается эмоциональная ранимость. При изучении насильственных преступниц следует отметить, что у них высокая активность и возбудимость по сравнению с женщинами, совершившими корыстные преступления.

Для преступного поведения женщин характерна импульсивность, они более чувствительны и менее логичны, чем мужчины. Психологические исследования осужденных женщин, проведенные в НИИ МВД, показало, что среди них есть те, кто имеет невротические нарушения. Распространены среди них и тревожно депрессивные состояния, будущее рисуется им в мрачном свете. Поэтому среди женщин находящихся в исправительно-трудовых учреждениях необходимо в процесс перевоспитания включать серьезные психолого-педагогические методики, позволяющих компенсировать тяжелое психологическое состояние. Необходимо помнить, что женщины по сравнению с мужчинами наиболее внушаемы[8].

Среди женщин, впервые осужденных за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, отмечаются волевые качества, настойчивость в достижении цели. Этой категории преступников свойственны асоциальные взгляды и установки, которые не носят характера активного неприятия, целенаправленного и осознанного отрицания общепринятых норм и ценностей. С чем же это связано? Изучение личности совершивших убийство выявляет у них социальную психологическую зависимость от другого лица. Убийцы относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни - всегда трудная проблема.

Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для них - практически невозможный способ поведения. Надо иметь в виду, что эта зависимость может реализоваться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным в зависимости от третьего лица.

Указанная особенность формируется в очень раннем возрасте как результат позиции, которую занимает ребенок (будущий преступник) в семье. Суть позиции - отвержение, неприятие ребенка родителями, прежде всего матерью. Это означает определенное отношение матери к ребенку, когда она либо не может, либо не хочет, либо не умеет своевременно удовлетворить его потребности, в первую очередь естественных (в пище, тепле, чистоте). В результате ребенок оказывается в ситуации, если можно так сказать, постоянного дефицита, постоянного неудовлетворения потребностей и постоянно зависит от матери потому, что только она могла бы их удовлетворить. Ребенок живет как бы на предельном уровне: никогда не испытывает полной безопасности и удовлетворения своих потребностей, но не доходит до полной стадии полного лишения этих жизненно важных условий. Такое положение называется "ситуацией экстремального существования", которая несет в себе потенциально смертельную угрозу. Она и является источником убийств как актов индивидуального поведения. Таким образом, "тема" жизни и смерти начинает "звучать" для людей, которые находятся в ситуации отвержения уже в самом начале жизни.

Субъективный же смысл умышленного противоправного лишения человека жизни во всех случаях один: стремление преступницы достичь состояния автономной жизнеспособности, преодолеть зависимость от чего-либо или кого-либо, которая воспринимается как угроза существования преступницы[9].

Как видно из сказанного, "основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор - блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами".

Один из ярких примеров тому одно дело, которое слушалось в суде. В убийстве несовершеннолетней И. обвинялась некая В.Г., в ходе следствия удалось установить, что подсудимая состояла в интимной связи с отцом несовершеннолетней. Эта связь продолжалась довольно длительное время и Валентина поставила вопрос о создании семьи, однако ее любовник ответил отказом, сославшись на свою несовершеннолетнюю дочь и нежеланием оставлять семью. Тогда Валентина решилась на крайнюю меру - убить девочку, и ей это удалось. Судебно-медицинской экспертизой было установлено, что смерть девочки наступила мгновенно от сильнодействующего яда. В дальнейшем суд приговорил В.Г. к 12 годам лишения свободы.

Итак, личность преступниц обладает целым рядом отличительных признаков:

1. демографических,

2. нравственных,

3. уголовно-правовых,

4. психологических.

Эти отличительные признаки и особенности личности преступниц определяют специфику их преступного поведения, которое во многом отличается от такого же поведения мужчин и, конечно же, зависит от того, какого рода преступные действия совершаются.

Не смотря на то, что женщины более импульсивны и гораздо эмоциональнее реагируют на возникшие ситуации, среди них не намного больше, чем среди мужчин, тех, у кого умысел на совершение преступления возник внезапно. По имеющимся данным женщин сразу или почти сразу решающихся на уголовно-наказуемые поступки, около 60% и лишь 16% (остальных сведений нет) за ранее обдумывали, где, как, чем, когда и т.д. совершить преступление. Характеризуя женщин-убийц можно сказать, что в трети случаев убийца и жертва познакомились друг с другом непосредственно перед преступлением. В 30% они являлись родственниками, причем в 7% супругами; в остальных случаях соседями, знакомыми, сослуживцами.

К сожалению, далеко не все корыстные преступления, особенно хищения государственного и общественного имущества, взяточничество и т.д., регистрируются официальной статистикой. В период с 1989 - 1990 г. произошло снижение числа преступлений совершенных женщинами таких как: доля хищений в структуре всей женской преступности составила 18.2% в 1989 г., в 1990 г. - 15.2%, взяточничества в 1989 г. -0.5%, в 1990 г. - 0.4%. В последующие годы до сегодняшнего момента происходит рост этих преступлений. Это связано с ухудшающимся экономическим положением женщин.