Смекни!
smekni.com

Семейное и наследственное право по Соборному Уложению 1649 года (стр. 2 из 2)

В главе ХХ «О холопех» содержатся нормы, регулирующие отношения в сфере наследования «кабалных людей» (Понятие «кабальный» означает «несвободный», «находящийся в крепостной зависимости»).

В статье 15 данной главы рассматривается случай, когда после умершего остаются «кабалные люди», а жена, дети или «братия» умершего не желают отпустить их и отпускных им не дают, то, в случае, если «кабалные люди» будут «бить челом» государю, и подтвердят тот факт, что они «у боярина своего служили по кабалному, а не по старинному холопъству», то им будет дарована свобода.

Примечательно, что статьей 64 данной главы предусмотрены случаи защиты «кабальных людей». В случае, если перед смертью наследодатель перепишет «кабальных людей», тем самым, сделав их «старинными» или другими крепостными, что запрещало бы освобождения таких холопов после его смерти, законодатель устанавливает, что возможно доказать, что холопы служили «кабальными людьми». В данном случае их должны расспросить о том, когда они попали в кабалу и сверить данные с информацией в «записных кабалных книгах».

Семейное право.

Пожалуй, наибольший интерес с точки зрения семейного права представляют собой статьи из глав XIX «О посадских людех» и ХХ «Суд о холопех».

Рассмотрим через призму семейного права, в чем именно проявилось то, что «Соборное уложение» закрепило сословное деление общества.

В частности, это проявляется в статье 37 главы XIX, в которой говорится, что если кабальные люди, крестьяне или бобыли, закрепленные за кем-либо в писцовых книгах сбегут и женятся на городских посадских людях, то их следует вместе с семьей отдавать их прежним землевладельцам, феодалам, от которых они сбежали.

На переход социального положения от отца к сыну указывает статья 25 главы XIX: «А изо псарей тяглых людей самих и их детей в тягло имати». Данная статья свидетельствует о жестоких нравах, царивших в Московской Руси в данный исторический период.

Но стоит отметить, что, наряду с «закабаляющими» статьями, «Соборное уложение» предусматривает возможности освобождения от зависимости, перехода в другое сословие. Причем, можно найти множество примеров, проанализировав «Соборное уложение». Особый интерес представляет собой статья 26 главы XIX. В соответствии с которой московские и городовые «тяглые» люди, ставшие стрельцами «своею охотою» имели возможность остаться стрельцами.

Нормы, регулировавшие семейные отношения можно найти и в главе XXII, которая называется «Указ за какие вины кому чинити смертнаю казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание»

В соответствии со статьей 25 этой главы, если мужчина или женщина, «забыв страх Божий и християнскии закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело», и это станет достоянием общественности, то им полагается наказание кнутом.

В статье 26 данной главы говорится о том, что, если жена будет жить «блудно и скверно», наживет детей и тех детей сама или кто-нибудь по ее велению погубит, то по отношении к ней будет применена смертная казнь, «чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися».[1]

Немалое количество норм «Соборного уложения» регулируют семейные правоотношения в случаях, если один из субъектов оказывается в бегах. В частности, в статье 26 главы ХХ «Суд о холопех» говорится о том, что в случае, если от кого-либо убежит холоп/холопка и в бегах женится на иных женах/выйдет замуж за иных мужей, а первых своих жен/мужей «учнут отпиратися», то, помимо возвращения к прежнему хозяина их ждет суровое наказание.

Нормы «Соборного уложения» также защищали честь и достоинство членов семьи. Обратимся статье 99 главы Х. В ней говорится, что если кто-либо обзовет плохим словом жену, дочь или сына, то, независимо от своего положения, оскорбивший обязан выплатить жене компенсацию в размере «против мужня окладу вдвое», «дочери девке против отцова окладу вчетверо; сыну неверстаному против отцова окладу вполы».[2]

Сходные отношения регулируются и статьей 280 главы Х «О суде». В статье говорится о том, что если один из бранящихся назовет другого «выблядком» (выблядок — сын, рожденный вне брака от наложницы, отсюда связь нормы семейным правом), и оскорбленный станет «государю бити челом о бесчестье», а суд докажет, что челобитник «не выблядок», то
«ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправити бесчестье вдвое безо всякия пощады».

Данные нормы свидетельствуют о том, что уже тогда, в Московской Руси, существовали нормы, регулировавшие отношения в сфере компенсации морального вреда. В первую очередь, это говорит о высокой степени организации русского общества того времени в сравнении с европейским.

Заключение.

В рамках реферата невозможно осветить проблему со всех сторон, во всех ее проявлениях, в лучшем случае, удается передать основной смысл. «Семейное и наследственное право по «Соборному уложению 1649 года» - тема для больших научных работ, конференций. Реферат может лишь ввести читателя в суть проблемы и, тем самым, исчерпать свое предназначение. Надеюсь, после прочтения моей работы у читателя сложилось впечатление об основных принципах семейного и наследственного права, закрепленных в «Соборном уложении». Чтобы упорядочить всю полученную информацию, подведем итог:

Для начала, отметим основные принципы наследственного права, закрепленные в «Соборном уложении»:

1. Степень свободы в распоряжении имуществом была различна в случаях наследования по закону и завещанию (во втором случае она была больше).

2. Сословные принципы ограничивали свободу завещания: родовые и выслуженные вотчины наследовались по закону, завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин.

3. Родовые вотчины по закону наследовались сыновьями, при их отсутствии — дочерьми. Вдова наследовала лишь часть вотчины «на прожиток» (в пожизненное пользование).

4. Вдова завещателя могла наследовать купленные вотчины, помимо этого, она получала четвертую часть движимого имущества. Также вдова наследовала приданое, внесенное ей в семейный бюджет при вступлении в брак.

5. Поместье по закону наследовалось сыновьями умершего, каждый из них получал «по окладу» их него. «На прожиток» вдовам и дочерям также выделялялись определенные доли. Примечательно, что по «Соборному уложению» в наследовании поместья участвовали и боковые родственники.

6. Родовые и жалованные вотчины могли быть унаследованными только членами рода, к которому принадлежал завещатель.

7. Незаконнорожденные от наложниц дети.

«Соборное уложение» декларировало следующие принципы семейного права:

1. Во-первых, следует отметить, что продолжали действовать принципы, изложенные еще в «Домострое» протопопа Сильвестра (середина XVI века), такие как главенство мужа над женой и детьми, общность имущества и .т.д.

2. Юридически значимым признавался только церковный брак. При этом закон запрещал заключение лицом более 3х брачных союзов в течении жизни.

3. По-прежнему, юридический статус жены определялся юридическим статусом мужа. Так, девушка, вышедшая за холопа становилась холопкой, за дворянина — дворянкой.

4. Закон обязывал жену всюду следовать за мужем — при переезде, в изгнании, на поселение.

5. Когда ребенок достигал 15-летнего возраста отец имел право отдать его «в люди», «в услужение» или на работу.

6. С этим гражданской дееспособностью (15 лет) совпадал брачный возраст.

7. Незаконнорожденные не могли усыновляться и не могли участвовать в наследовании недвихимого имущества.

8. Развод допускался лишь в ограниченном числе случаев: если один из супругов уходил в монастырь, если жена была не способна к деторождению, а также если один из супругов обвинялся в антигосударственной деятельности («лихом деле»).


Список литературы.

1. М.М.Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М.: 1961г.

2. И.О. Чистяков. История отечественного государства и права. М.: 1996г.

3. М.Ф. Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права, 6-е изд. СПб.: 1909г.

4. В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. М.: 1993.

5. И.А. Исаев. История государства и права России. М.: 2006.

6. А.Г. Маньков. Уложение 1649 г.: Кодекс феодального права России. Л., 1980г.


[1] М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное уложение 1649 г. М.: 1961г., гл.XXII, ст.26.

[2] М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное уложение 1649 г. М.: 1961г., гл.X, ст.99.