Смекни!
smekni.com

Преступная неосторожность и умысел (стр. 3 из 4)

Суд признал, что, стреляя в сторону Р., А. не желал причи­нить ей смерть или тяжкие телесные повреждения, хотя созна­вал возможность их наступления. Действия А. были совершены с косвенным умыслом.

При косвенном умысле общественно опасные последствия, входящие в состав преступления, не являются ни конечной, ни промежуточной целью действия виновного, не являются также средством достижения каких-либо других целей. Они представ­ляют собой побочный результат деяния виновного, направлен­ного на осуществление каких-либо преступных или непреступ­ных целей виновного.

Общественно опасные последствия в преступлениях, совер­шаемых с косвенным умыслом, не вытекают из мотивов действий виновного, не нужны ему. Ради достижения поставленной кон­кретной цели лицо мирится с возможностью наступления этого побочного результата. Совершение преступления с косвенным умыслом может быть сопряжено с совершением другого пре­ступления, осуществляемого с прямым умыслом.

Особенностью косвенного умысла является то, что он не может иметь место в преступлениях с формальным составом. Так, например, невозможен косвенный умысел при совершении таких преступлений, как незаконное изготовление оружия (ст. 252 УК), оскорбление представителя власти (ст. 320 УК) и др.

При формальных преступлениях объективная сторона со­стоит только из общественно опасного действия или бездействия, указанного в диспозиции закона, и в состав преступления не включается наступление определенных общественно опасных последствий. Воля лица в преступлениях с формальным соста­вом направлена на сами деяния и может быть только в форме прямого умысла.

Невозможен косвенный умысел при покушении на преступ­ление и приготовлении к преступлению, в преступлениях, со­став которых включает специальную цель. Косвенный умысел исключается в ряде случаев совершения преступления в соуча­стии.

Точное разграничение прямого и косвенного умысла имеет важное значение для правильной квалификации преступления.

Большинство умышленных преступлений может быть соверше­но только с прямым умыслом, например, кража, грабеж, разбой и многие другие. Правильное определение косвенного умысла важно также для отграничения косвенного умысла от неосто­рожности в форме преступной самонадеянности.

Деление умысла на прямой и косвенный имеет существенное значение для ряда институтов уголовного права.

Статья 20 УК дает определение только двух видов умысла - прямого и косвенного. Теория уголовного права и судебная прак­тика различают и другие виды умысла.

По времени формирования умысел подразделяется на зара­нее обдуманный и внезапно возникший.

Заранее обдуманный умысел характеризуется тем, что меж­ду возникновением преступного намерения и его реализацией имеется некоторый разрыв во времени. В течение этого време­ни виновный обдумывает план совершения преступления, из­бирает объект посягательства, предмет преступления, способы действия и т.д. Лицо, совершившее преступление с заранее об­думанным умыслом, в ряде случаев более опасно, чем лицо, со­вершившее аналогичное преступление с внезапно возникшим умыслом.

При внезапно возникшем умысле намерение совершить пре­ступление возникает внезапно и немедленно приводится в ис­полнение.

Разновидностью внезапно возникшего умысла является аф­фектированный умысел, который характеризуется тем, что умы­сел возникает и реализуется в состоянии возникшего сильного душевного волнения (аффекта). Так, статья 98 УК предусмат­ривает особый состав убийства, совершенного в состоянии вне­запно возникшего сильного душевного волнения, и статья 108 УК — состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного ду­шевного волнения.

В зависимости от точности предвидения виновным обще­ственно опасных последствий совершаемого им деяния умысел делится также на определенный (конкретизированный) и неопре­деленный (неконкретизированный).

При определенном умысле виновный предвидит наступление конкретных, точно определенных общественно опасных последствий, Определенный умысел может быть простым или альтерна­тивным.

При простом определенном умысле виновный предвидит, что в результате совершаемого им деяния наступит одно точно оп­ределенное общественно опасное последствие (например, смерть потерпевшего).

При альтернативном определенном умысле виновный пред­видит возможность наступления двух или более четко опреде­ленных общественно опасных последствий (например, смерти или тяжкого телесного повреждения). Виновному в этом случае вменяется тот результат, который фактически наступил.

При неопределенном умысле виновный предвидит наступ­ление общественно опасных последствий, но не конкретизиру­ет их, не представляет себе точно, какими будут эти последствия. При неопределенном умысле виновный подлежит ответствен­ности за те последствия, которые фактически наступили.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВОЙНОЙ ФОРМЫ ВИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1 Двойная (смешанная) форма вины

С субъективной стороны одни преступления, предусмотрен­ные уголовным законом, могут совершаться только умышлен­но, другие — по неосторожности, третьи — как умышленно, так и по неосторожности.

Вместе с тем имеется ряд преступлений, при совершении которых возможно наличие одновременно двух форм вины (умы­сел и неосторожность). Такое сочетание форм вины в одном и том же преступлении именуется в литературе двойной либо сложной формой вины. Следует отметить, что в период действия старого уголовного законодательства вопрос о двойной форме вины считался одним из спорных.

Статья 22 Уголовного кодекса Республики Казахстан опре­деляет двойную форму вины как характеризующуюся умышлен­ным совершением деяния и неосторожностью по отношению к наступившим в результате этого преступления последствиям.8

Двойная форма вины возможна, в частности, в преступлени­ях выражающихся в нарушении каких-либо специальных пра­вил и повлекших за собой вредные последствия (ч. 2 ст. 265, ст.ст. 267, 277, 280, 281, 282, 286, 289, 293, 295, 296 УК и др.).

В преступлениях, связанных с нарушением специальных пра­вил, двойная форма вины выражается в умысле к самому факту нарушения правил и в неосторожности к наступившим послед­ствиям. Умысел к последствиям исключается. В преступлениях с двумя возможными последствиями вина в отношении перво­го, менее тяжкого последствия выражается в умысле, а в отно­шении второго, более тяжкого — в неосторожности.


8Нуртаев Р.Т. Борьба с неосторожными видами преступлений. – Алматы. – 1990.

В ч. 3 ст. 103 УК первым возможным последствием является тяжкий вред здоровью потерпевшего, а вторым — его смерть. Умысел по отношению к более тяжким последствиям в этом случае исклю­чается.

Главным образом, наличием двойной формы вины характе­ризуется причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего (ч. 3 ст. 103 УК), чем оно отличается от убийства (ст. 96 УК). Преступления с двойной формой вины, выражаю­щиеся в нарушении каких-либо специальных правил, в целом относятся к категории неосторожных преступлений (ч. 2 ст. 295, ст. 296 и др.). Как правило, нормы УК об ответственности за такие преступления содержат бланкетные диспозиции. Преступ­ления с двойной формой вины, предусматривающие два возможных последствия и одно из которых (более тяжкое) влечет по закону более строгое наказание, относятся к категории умыш­ленных преступлений (ч. 3 ст. ЮЗ УК).

Если психическое отношение лица к деянию и его послед­ствиям выражается одинаково — в умысле или неосторожности, то нет и двойной формы вины. В первом случае преступление считается умышленным, а во втором — неосторожным.

2.2 Преступления с двумя формами вины в УК РК

В подавляющем большинстве случаев преступления совершаются с какой-то одной формой вины. Но иногда усиливается ответственность за умышленное преступление, если оно по неосторожности причинило последствие, которому придается значение квалифицирующего признака. В таких случаях возможно параллельное существование двух разных форм вины в одном преступлении. Сочетание умысла и неосторожности в одном преступлении часто «смешанной», «двойной» или «сложной» формой вины. Две формы вины могут параллельно сосуществовать только в квалифицированных составах преступлений: умысел как конструктивный элемент основного состава и неосторожность в отношении квалифицирующих последствий.

Понятие преступлений с двумя формами вины в научный оборот введено сравнительно давно. Но законодательное закрепление оно нашло лишь в УК 1997 г., ст. 22 которого называется «Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины и гласит: «Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, с которыми закон связывает более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в том случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно».9

Реальная основа для существования преступлений с двумя формами вины заложена в своеобразной законодательной конструкции отдельных составов преступлений. Это своеобразие состоит в том, что законодатель как бы сливает в один состав, т.е. юридически объединяет, два самостоятельных преступления, одно из которых является умышленным, а другое - неосторожным, причем оба могут существовать самостоятельно, но в сочетании друг с другом образуют качественно иное преступление со специфическим субъективным содержанием. Составляющие части такого преступления обычно посягают на различные непосредственные объекты, но могут посягать и на один (например, незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей). При этом важно иметь в виду, что каждая из составляющих частей не утрачивает своего преступного характера и при раздельном существовании.