Смекни!
smekni.com

Проблемы реализации права на доступ к правосудию при предъявлении иска (стр. 8 из 43)

Право на доступ к правосудию динамично, так как оно подвергается изменению в ходе его осуществления и на отдельных стадиях процесса проявляется как то или иное конкретное право. До его реализации стороной в гражданском процессе оно существует как потенциальная возможность и приводится в движение только с момента обращения в суд за судебной защитой, приобретая последовательно те или иные формы.

Право на обращение за судебной защитой следует рассматривать как составную часть права на судебную защиту, реализующуюся на различных стадиях судебного процесса:

1. доступ к правосудию на стадии возбуждения гражданского дела в суде;

2. доступ к правосудию в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции;

3. доступ к правосудию в процессе рассмотрения, вышестоящим судом жалобы на решение суда первой инстанции;

4. доступ к правосудию на стадии принудительного исполнения решения суда;

5. доступ к производству по вновь открывшимся обстоятельствам.

Доступность всех стадий и составляет доступность правосудия в гражданском судопроизводстве[63].

Основаниями права на обращение в суд являются предпосылки и условия права на предъявление иска. Под предпосылками следует понимать такие обстоятельства процессуально-правового характера (юридические факты), которые обусловливают возникновение права на обращение в суд. Юридическое значение предпосылок состоит в том, что их отсутствие у заинтересованного лица означает отсутствие самого права на обращение в суд, что влечет отказ в принятии заявления на стадии возбуждения гражданского дела. В свою очередь под условиями права на обращение в суд следует понимать такие обстоятельства процессуально-правового характера (юридические факты), которые, в отличие от предпосылок, не влияют на возникновение права на обращение в суд, но обусловливают надлежащий порядок его реализации. Несоблюдение установленного порядка реализации права на обращение в суд влечет возвращение или оставление заявления без движения.

Глава 2. Гарантии права на обращение в суд за защитой (доступ к правосудию)

§ 1. Судоустройственные гарантии

Право на обращение за судебной защитой получило распространение во многочисленных нормах процессуального и материального права, при этом данное право не только формулируется и закрепляется, но и обеспечивается рядом правовых гарантий. Юридические гарантии права на обращение за судебной защитой - это установленные законом правовые средства и способы, посредством которых достигается реализация права на судебную защиту, способствующие быстрому и правильному отправлению правосудию по гражданским делам. Проанализировав основные подходы к проблеме элементов права на обращение в суд за защитой[64], можно сделать вывод о том, что доступность правосудия на стадии возбуждения гражданского судопроизводства необходимо связывать с наличием следующих условий, которые выступают обязательными гарантиями права граждан на судебную защиту:

1. судоустройственные:

- наличие законного, компетентного, независимого и беспристрастного суда;

- территориальная близость и доступность суда к населению;

2. процессуальные:

- наличие четко (ясно) установленных форм и процедур, не допускающих субъективизма при применении закона;

- состязательность судебной процедуры;

- простота и ясность процедуры рассмотрения дела;

- предоставление квалифицированной юридической помощи, в том числе в некоторых случаях бесплатно;

- возможность свободного обжалования судебных актов;

- гласность судебного процесса;

3. финансово-экономические:

- разумные судебные расходы, с присутствием права неимущего быть освобожденным от них;

- надлежащее финансирование судебной деятельности;

4. организационные:

- научно-обоснованные нормативы нагрузки судей;

- рациональная организация работы суда и аппарата суда;

- надлежащее оснащение судов современной оргтехникой и расходными материалами.

Следовательно, реализация права на обращение в суд напрямую связана с определенными условиями, которые носят не только процессуальный, но и фактический характер. Мы не ставили цель рассмотреть содержание всех факторов, влияющих на доступ к правосудию. Однако хотелось бы привлечь внимание к основным гарантиям права на обращение за судебной защитой, которые непосредственно связаны с возбуждением гражданского судопроизводства. Прежде всего, речь идет об обстоятельствах, которые препятствуют свободной реализации права на доступ к правосудию. По этому поводу Европейский Суд неоднократно заявлял, что Европейская конвенция по правам человека направлена на то, чтобы гарантировать не теоретические или иллюзорные права, а права осуществимые на практике и наиболее эффективные. Особенно это относится к праву доступа к правосудию в свете того значения, которое имеет в демократическом обществе право на справедливое судебное разбирательство. Фактическое препятствие может нарушить Конвенцию точно так же, как и юридическое.

В практике Европейского Суда также были выработаны определенные подходы к структуре права на доступ к правосудию. Субъективный элемент рассматриваемого права выражается в свободе и равенстве доступа всех субъектов права к суду. Объективные требования в основном связаны с определением законного, независимого и беспристрастного органа, который способен осуществлять правосудие в разумные сроки справедливо и публично. Таким органом является только суд.

Требования к суду. Суд, как его понимает сложившаяся практика Европейского Суда, - это юрисдикционной орган, решающий вопросы, отнесенные к его компетенции на основе норм права, в соответствии с установленной процедурой[65]. Суд должен быть полномочен выносить по рассматриваемому делу решения принудительного характера[66]. Орган, который имеет право давать только консультативные заключения, судом не является, даже если существует практика исполнения таких заключений. При этом совсем необязательно, чтобы суд являлся составной частью существующей в данной стране судебной системы, но необходимо наличие у него некоторых основополагающих черт: независимость от исполнительной власти и от сторон, достаточный срок полномочий членов суда, особая судебная процедура, которая бы обеспечивала установленные гарантии в каждом конкретном случае. С другой стороны, наличие у органа иных функций, кроме чисто судебных, обязательно означает, что он не может считаться судом[67].

В практике Европейского Суда сложились следующие подходы к определению независимости суда.

Во-первых, при определении независимости учитывается порядок назначения (избрания) членов суда. Нарушение будет признано только в том случае, если заявитель сможет доказать, что процедура назначения (избрания) членов судейского корпуса в целом была незаконной или что создание специализированного органа для разбирательства дела было продиктовано мотивами, связанными с попыткой повлиять на его исход.

Во-вторых, большое значение имеет продолжительность службы в качестве судьи. Как правило, если члены суда назначаются на определенный продолжительный срок или пожизненно, это рассматривается в качестве гарантии его независимости.

В-третьих, учитывается внешний фактор независимости судей, то есть то каким судья предстает перед участниками процесса и перед публикой. В данном случае речь идет о доверии и честности, которые должны быть неразрывно связаны с личностью судьи.

В-четвертых, должны существовать гарантии, препятствующие оказанию давления на судей. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

В-пятых, любой суд должен обладать полномочиями принимать обязывающие решения, которые не могут быть изменены несудебными властями.

Что же касается беспристрастности, следует отметить, что у этого требования есть два аспекта. Во-первых, суд должен быть субъективно свободен от личных предубеждений или пристрастий. Во-вторых, он должен быть объективно беспристрастен, т. е. должен гарантированно исключать какие-либо обоснованные сомнения в этом отношении[68]. Идея, согласно которой в составе справедливого суда не должно быть лиц, ранее участвовавших в разбирательстве, основана на предположении, что люди склонны придерживаться прежнего мнения даже в иной роли[69]. В этом смысле они будут оценивать себя при рассмотрении соответствующего дела, нарушая аксиому общего права, согласно которой никто не может быть судьей в собственном деле.

Беспристрастность обычно означает отсутствие предубеждения или пристрастия, ее отсутствие или, наоборот, наличие может быть проверено различными способами в соответствии со ст. 6 Конвенции[70]. Можно провести различие между субъективным подходом, отражающим личные убеждения данного судьи по конкретному делу, и объективным подходом, который определяет, имелись ли достаточные гарантии, чтобы исключить какие-либо сомнения по этому поводу. Презумпция личной беспристрастности действует до тех пор, пока не доказано обратное. Всякий судья, в отношении беспристрастности которого имеются законные сомнения, должен выйти из состава суда, рассматривающего дело. Иначе подрывается доверие, которым в демократическом обществе должны пользоваться судьи. Для того чтобы суды могли внушать общественности необходимое доверие, следует учитывать также и вопросы их внутренней организации. Если судья по характеру прежней работы мог иметь дело с данным случаем и впоследствии принимает участие в его рассмотрении, общественность вправе опасаться отсутствия достаточных гарантий беспристрастности[71].