Смекни!
smekni.com

Допрос подозреваемого и обвиняемого (стр. 6 из 15)

При ведении косвенного допроса не нужно подчеркивать основной вопрос. Отвлекающие и основные вопросы должны сменять друг друга в быстром темпе, чтобы допрашиваемый не разгадал маневра следователя. Вообще весь такой допрос внешне должен носить подчеркнуто безразличный характер, что мешает подозреваемому или обвиняемому установить его цель.

4.г. Приемы эмоционального воздействия на допрашиваемого в усло- Оперирование доказательствами и побуждение к логическому мышлению

это не единственный способ получить правдивые показания. Не редки слу­чаи, когда показания даны настолько " вопреки логике" (с позиции доп­рашиваемого), что примеры тому порой кажутся неправдоподобными.

К числу основных приемов эмоционального воздействия можно отнести:

а) побуждение к чистосердечному раскаянию разъяснением противоп­равности совершенного деяния и его тяжких последствий;

б) ознакомление допрашиваемого с правовыми последствиями чисто­сердечного раскаяния и способствования раскрытию преступления;

в) активизация и использование в целях получения показаний таких положительных качеств допрашиваемого, как смелость, доброта, любовь к семье, преданность делу, бескорыстие.

При использовании приемов эмоционального воздействия следователь должен стремиться к тому,чтобы его разъяснение противоправности и тяж­ких последствий преступления вызвало у допрашиваемого внутренний про­тест против собственных действий и действий соучастников, искреннее стремление хоть частично искупить свою вину чистосердечным раскаянием. однако, прежде чем прибегнуть к подобному разъяснению, следователь должен собрать сведения об особенностях личности, которые позволили бы надеяться на результативность подобного приема в данном случае.

Если следователь разъясняет уголовноправовое значение чистосер-

дечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления,

недостаточно просто сослаться на норму Уголовного кодекса. Надо пре­доставить обвиняемому возможность самому ознакомиться с нормой, а за­тем разъяснить ее содержание. Если в практике следователя были дела, по которым указанные смягчающие ответственность обстоятельства были учтены судом, целесообразно рассказать о них. Однако никаких конкрет­ных обещаний в отношении меры наказания следователь, по понятным при­чинам, давать не может. На возможный вопрос обвиняемого по этому пово­ду следует ответить, что назначение наказания зависит только от суда.

Доводы следователя, прибегнувшего к эмоциональному воздействию, должны изменить ход мыслей допрашиваемого. Если тот озабочен лишь стремлением избегнуть ответственности, можно попытаться привлечь его внимание к возможности искупить свою вину; если причина дачи ложных показаний или отказа от них - сознание полной безысходности и безна­дежности положения, необходимо объяснить, что еще есть возможность стать честным человеком и вернуться к нормальной жизни после отбытия наказания.

Изучение интересов допрашиваемого помогает следователю определить те аргументы, которые больше всего могут убедить данное лицо и с по­мощью которых можно получить от него правдивые показания. При этом на­до проявить искреннюю и действенную заинтересованность судьбой допра­шиваемого и сделать все необходимое ( в рамках закона), чтобы облег­чить его судьбу.

Воздействием на эмоции допрашиваемого можно облегчить ему переход от лжи к правдивым показаниям. Здесь мало продемонстрировать противо­речия и несуразности в показаниях, доказать их полную несостоятель­ность. Допрашиваемый иногда не может заставить себя признать даже оче­видность, потому что ему стыдно признаться во лжи, психологически трудно резко изменить позицию.

Здесь особенно важно расположить к себе допрашиваемого,объяснив, что рассказать правду никогда не поздно. Следователь должен подчерк­нуть,что положительные свойства личности допрашиваемого, его заслуги в прошлом позволяют надеяться на то, что он изменит свою позицию, осоз­нав противоправность своих действий. Полезно сказать, что мотивы дачи ложных показаний понятны следователю, но он уверен, что подозреваемый или обвиняемый найдет в себе силы преодолеть их и встать на путь чис­тосердечного раскаяния.

Глава 3.

О С О Б Е Н Н О С Т И Т А К Т И К И Д О П Р О С А

П О Д О З Р Е В А Е М О Г О

Следователь обязан допросить подозреваемого немедленно после за­держания или взятия под стражу в порядке применения меры пресечения, но момент допроса может быть отсрочен до 24 часов. Перед допросом ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозрева­ется ( ст. 110 УПК Каз.ССР).

Допрос подозреваемого производится по процессуальным правилам, установленным для допроса обвиняемого ( ст. 163 УПК Каз.ССР). Однако тактика допроса подозреваемого имеет свою специфику, определяющуюся рядом обстоятельств и прежде всего особенностями процессуального поло­жения этого лица.

Подозреваемый появляется в деле в результате задержания или при­менения меры пресечения до предъявления обвинения, при наличии данных, свидетельствующих о возможном участии его в преступлении, но недоста­точных для предъявления обвинения. Поэтому следователь перед допросом располагает, как правило, сравнительно небольшим объемом доказатель­ств, уличающих подозреваемого. Сведения о его личности ограниченны ли­бо вовсе отсутствуют.

В связи с этим до допроса подозреваемого следователь часто не мо­жет решить: кто же перед ним - преступник или человек, на которого в силу случайно сложившихся обстоятельств пало необоснованное подозре­ние. Это, естественно, накладывает свой отпечаток на тактику допроса.

Особенности допроса подозреваемого определяются и тем, что объем собранных к этому моменту данных не только невелик, но они еще к тому же недостаточно проверенны. Если следователь в ходе допроса подозрева­емого будет ссылаться на них, как на установленные, это может отрица­тельно сказаться на результатах допроса.

1. Допрос лица задержанного в порядке ст.1О9 УПК Каз.ССР

Задержание подозреваемого чаще всего производится сразу же после совершения преступления или вскоре после возбуждения уголовного дела.

В связи с этим следователь, как правило, не имеет возможности

обстоятельно подготовиться к допросу подозреваемого, изучить его лич­ность, а материалы дела содержат далеко не полную информацию. Присту­пая к допросу, следователь в таких случаях располагает лишь данными, на основании которых произведено задержание, а о личности задержанного знает явно недостаточно.

Допрос подозреваемого,задержанного в порядке ст.1О9 УПК Каз.ССР, представляет весьма динамичное следственное действие. Множество всяких обстоятельств, которые следователь заранее не в состоянии предусмот­реть, влияют на построение тактики допроса лица, задержанного сразу же после возбуждения дела, на возможность применения тех или иных такти­ческих приемов получения правдивых показаний.

Первый этап допроса состоит в том, что следователь выясняет ан­кетные данные, предлагает подозреваемому дать объяснения по существу подозрений и выслушивает их.

Дальнейшая тактика определяется прежде всего тем, какая складыва­ется ситуация при допросе: конфликтная или бесконфликтная.

1.1. Допрос при явке с повинной.

Типичным примером допроса при бесконфликтной ситуации может слу­жить допрос при явке с повинной. Однако такая же ситуация нередко воз­никает и при допросе задержанного, например, в случае захвата его с поличным, когда, осознавая бесполезность запирательства, подозреваемый сразу же дает правдивые показания.

В таких случаях следователю остается тщательно выяснить все дета­ли преступления, зафиксировать показания и проверить их. Для этого сразу после допроса, на котором подозреваемый дал правдивые показания, следует предпринять поиск вещественных доказательств, осуществить вы­ход на место происшествия, произвести очные ставки с участниками и т.д. В практике распространена ошибка, заключающаяся в том, что под впечатлением признания подозреваемым своей вины следователь не спешит с детализацией, закреплением и проверкой полученных показаний. Тем временем подозреваемый, под влиянием преступников, оказавшихся с ним в одной камере или же по другим причинам, отказывается от ранее данных им правдивых показаний. В этих случаях допущенную следователем ошибку бывает очень трудно исправить.

1.2. Допрос подозреваемого после его задержания

Первый допрос задержанного подозреваемого нередко носит характер разведывательного, а основными становятся, как правило, последующие.

Первое знакомство с подозреваемым позволяет следователю получить представление о психологическом облике задержанного, дать более пра­вильную оценку данным, послужившим основаниями для подозрений и задер­жания, определить, какой тактики необходимо придерживаться на последу­ющем допросе, можно ли надеяться на раскаяние подозреваемого, с кого из подозреваемых, если их несколько, надо начинать основной допрос.

Конечно, в зависимости от ситуации следователь может не останав­ливаться на получении объяснений подозреваемого относительно обстоя­тельств, послуживших основанием для применения к нему мер пресечения, а продолжить допрос и сделать его основным.

Такая возможность появляется в случае, если следователь убежден, что он допрашивает преступника, при наличии веских улик, которые можно использовать для того, чтобы получить от подозреваемого правдивые по­казания. Причем степень уверенности следователя определяется прежде всего объемом доказательных фактов, которыми он располагает. Если, например, лицо задержано с поличным на месте преступления, рядом с трупом, степень уверенности следователя, что задержан именно убийца, весьма высока, и в соответствии с этим он строит тактику допроса по­дозреваемого, сразу же стремясь преодолеть ложь и побудить рассказать правду.