Смекни!
smekni.com

Конвенция ООН 1980 года (стр. 2 из 2)

В деле 22/93 (решение от 7 сентября 1994 года) продавец - фирма из Чехии - истец по делу осуществил поставку товара, а покупатель - предприятие из России - ответчик по делу получил товар, однако не оплатил его. Рассматривая требование истца о возмещении ему стоимости товара, арбитры, исходя из того, что спорящие стороны являются организациями стран - участниц Венской конвенции, разрешили его на основании ст. 53 и 54, обязав ответчика-покупателя, принявшего товар, оплатить его.

В другом деле, также рассмотренном с применением положений Венской конвенции (дело 1/93, решение от 15 апреля 1994 года), МКАС пришел к выводу, что, как следует из материалов дела, истец-покупатель выполнил свое обязательство по оплате товара, а ответчик-продавец подтвердил получение причитающихся за товар сумм, однако товар им поставлен не был, несмотря на неоднократные напоминания истца-покупателя. При таких обстоятельствах, по мнению арбитров, в соответствии с п. 1 ст. 49 Венской конвенции покупатель был вправе заявить о расторжении контракта, что и было им сделано. В соответствии с п. 2 ст. 81 Венской конвенции сторона, исполнившая договор полностью или частично, может потребовать от другой стороны возврата всего того, что было ею уплачено по договору. Согласно ст. 78 Венской конвенции, если сторона допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, другая сторона имеет право на проценты с просроченной суммы. Поэтому в решении МКАС отмечалось, что, согласно ст. 84 Венской конвенции, если продавец обязан возвратить цену, он должен также уплатить проценты с нее, считая с даты уплаты цены.

В другом деле (375/93, решение от 9 сентября 1994 года) продавец-истец выполнил свои обязательства, поставив покупателю предусмотренный контрактом товар в точном соответствии с его условиями. Покупатель - ответчик по делу товар не оплатил, а также не предоставил в обусловленное время судно для перевозки товара, закупленного им на условиях ФОБ-порт отгрузки. Вследствие этого товар находился на хранении в порту назначения более длительный период времени, в связи с чем у продавца возникли дополнительные расходы, сумму которых в качестве понесенных им убытков он наряду с требованием об оплате товаров просил взыскать с ответчика.

Как выяснилось при рассмотрении дела, продавец надлежащим образом выполнил свои договорные обязательства, поставив ответчику товары, предусмотренные контрактом. В обоснование понесенных им дополнительных расходов продавец представил документы, подтверждающие понесенные им убытки, составляющие расходы по сверхнормативному хранению товаров в портах Рига и Вентспилс, вызванные просрочкой со стороны ответчика-покупателя подачи судов под погрузку. Данное требование рассчитано истцом на основе ставок хранения, установленных договорами истца с экспедиторами по хранению и перевалке грузов в портах отгрузки, и признано МКАС подлежащим удовлетворению на основании ст. 74 Венской конвенции 1980 года. Помимо применения положения Венской конвенции о нахождении предприятий продавца и покупателя в странах - участницах Конвенции, в практике Международного коммерческого арбитражного суда использовался и принцип, когда ее применение в силу норм международного частного права следует и в случае, если стороны контракта не принадлежат к странам - участницам Конвенции.

Разрешая спор по делу 489/93 (решение от 7 сентября 1994 года), МКАС констатировал, что, как следует из п. 9 контракта, сторонами достигнуто соглашение о применении к правоотношениям, вытекающим из контракта, российского законодательства. Российская Федерация является участницей Конвенции ООН о договорах международной куплипродажи товаров 1980 года. Названная Конвенция стала частью российского права и в силу соглашения сторон, а также п. 1 ст. 1 Конвенции применима к настоящему спору. В данном деле покупатель возвратил часть товара продавцу, однако не оплатил тот товар, который был признан им соответствующим договору. Продавец в этой связи предъявил покупателю требование об уплате стоимости принятого последним товара. Учитывая, что по приведенным основаниям к правоотношениям сторон подлежат применению правила Венской конвенции, арбитры, руководствуясь ст. 53, 62 и 74 Венской конвенции, удовлетворили требование истца. Кроме того, ими было удовлетворено и требование истца об уплате на сумму просроченного денежного обязательства, на основании ст. 78 Венской конвенции процентов годовых.

Такое же решение было вынесено МКАС 10 марта 1994 года по иску предприятия Украины к фирме Германии (дело 289/92). Учитывая, что стороны принадлежат к странам - участницам Венской конвенции, МКАС вынес решение, руководствуясь теми же предписаниями Конвенции. Следует при этом отметить, что украинское предприятие - истец по данному делу - рисковало, отгрузив товар германской фирме-покупателю в момент, когда обусловленный контрактом аккредитив не был им открыт (что представляет довольно типичную ситуацию, когда продавец не всегда точно оценивает надежность покупателя с точки зрения оплаты товара).

Подобное решение было вынесено МКАС и по делу 76/93 (решение от 28 июня 1994 года), где российский продавец, выполнив свое обязательство по поставке товара, не получил от швейцарского покупателя оплаты. При таких условиях, а также учитывая, что предприятия сторон принадлежат к странам - участницам Венской конвенции, арбитраж вынес решение в пользу продавца, руководствуясь предписаниями ст. 62 Конвенции

Таким образом, практика МКАС при ТПП России по применению положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров довольно обширна. Вместе с тем следует иметь в виду, что по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным Конвенцией, подлежит субсидиарному применению гражданское право того или иного государства. Ярким примером такого сочетания являются решения МКАС относительно взимания процентов годовых по денежным обязательствам. Само право на взыскание процентов годовых следует из предписаний ст. 78 Венской конвенции, однако поскольку в ней отсутствуют предписания о размере таких процентов, при их определении арбитры исходят из тех ставок, которые существуют в подлежащем применению материальном праве той или иной страны.

В практике МКАС по этому вопросу имело место определение размера взыскиваемых процентов годовых на основании действовавших на момент рассмотрения спора правил российского гражданского права (в размере 3 процентов годовых согласно ст. 226 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и в размере либо согласованного сторонами в контракте процента, либо 5 процентов годовых согласно ч. 3 ст. 66 Основ гражданского законодательства в период начиная с момента вступления в действие данного документа на территории России, то есть за период с 3 августа 1992 года). Такой подход наблюдается, например, в решениях по делу 165/93 от 25 апреля 1994 года, по делу 82/92 от 14 апреля 1994 года и др.

При определении в качестве применимого права по данному вопросу, не урегулированному Венской конвенцией, на основе предписаний п. 2 ст. 28 Закона РФ о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года МКАС выносил решение о взыскании процентов годовых исходя из правил соответствующего закона: например, Гражданского кодекса Украины в деле 522/92 (решение от 28 сентября 1994 года), Гражданского кодекса Узбекистана в деле 150/93 (решение от 18 мая 1994 года), а также Единообразного торгового кодекса в редакции, применяемой в штате Калифорния (дело 192/93, решение от 5 мая 1994 года).

Изучение практики Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП России призвано способствовать выявлению основных подходов, принципов и методов, применяемых по конкретным делам, а также избежанию ошибок, довольно часто совершаемых коммерсантами при подготовке к защите своих интересов в органах международного коммерческого арбитража.