Смекни!
smekni.com

Личность преступника 13 (стр. 5 из 7)

Наличие психических аномалий помогает понять (при признании определяющей роли социального фактора) совершение лишь отдель­ных видов преступлений — в основном некоторых насильственных преступлений и хулиганских действий, либо связанных со значитель­ной деградацией личности преступника, с ее постоянным антиобщест­венным образом жизни (неоднократно судимые рецидивисты, бродяги, попрошайки). Основная же масса преступлений (насильственные, кражи, экономические преступления, преступления против порядка управления, против общественной безопасности, и т.д.) совершаются, как правило, психически вполне здоровыми людьми.

4. Классификация и типология личности преступника: значение и отличие.

Все лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, с одной стороны, а с другой - они по тем же причинам схожи между собой, образуют устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников. Классификация и типология при всей их схожести не одно и то же.

Классификация, будучи более низким уровнем обобщения, представляет устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко фиксированное место. То есть классификация преступников позволяет дифференцировать профилактические, исправительные и другие меры противодействия преступности. Типология же не содержит такой жесткой дифференциации.

Типология - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, стремится отобразить их строение, выявить их закономерности. При построении типологии, в отличие от классификации, не требуется вычленения всех без исключения типов, составляющих части познаваемого объекта. Так, среди преступников возможно выделение и изучение одного типа, например личности насильственного преступника. Важное отличие классификации от типологии является то, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая (наряду с другими методами) - его объяснение, т.е. с помощью типологии можно успешнее вскрыть его природу, причины, закономерности зарождения и развития, составить прогноз.

Таким образом, типология личности преступника должна подчиняться общей криминологической задаче, т.е. она должна изучаться для того, чтобы знать причины и механизм преступного поведения в целях его предупреждения. Она позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий. Типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп преступников социальных особенностей, вскрывает внутренние устойчивые связи между существенными признаками и их проявлениями в конкретной личности.

Зная общие закономерности контингента преступников, их отличительные особенности и типологические черты, нельзя в то же время забывать, что в любой сфере практической деятельности по борьбе с преступностью — профилактике, раскрытии уголовных дел в суде, назначении уголовного наказания, исправления преступников — сотрудник правоохранительного органа всегда имеет дело с живым человеком. Поэтому во всех случаях он обязан иметь в виду индивидуальную неповторимость каждого конкретного подозреваемого, обвиняемого, осужденного. В связи с этим надо отметить, что в современных условиях интерес к человеческой индивидуальности возрос и среди задач комплексного изучения человека занимает существенное место.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы:

1) социологические, в том числе социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость в общественно полезном труде, род занятий, наличие специальности, место жительства);

2) правовые: характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступления впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины).

По названным классификационным основаниям могут быть выделены и отдельные типы, например: несовершеннолетние преступники, женщины-преступницы, насильственные преступники, преступники – городские жители и т.д.

В отечественной криминологии имеется опыт создания типологий преступников по мотивам совершенных преступлений.

Мотив - внутреннее побуждение к поведению, это то, ради чего оно осуществляется, в нем заключается его субъективный смысл. Поэтому можно сказать, что мотив наиболее ярко характеризует человека, и личность такова, каковы ее мотивы.

Среди основной массы лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления, по мотивационным критериям можно выделить «корыстный», «престижный», «игровой», «насильственный» и «сексуальный» типы. Их выделение имеет условный характер, что, в частности, подчеркивается тем, что они взяты в кавычки. Разумеется, могут быть выделены и другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не совпадает с типом личности преступника, совершающего одно из преступлений этого вида. Так, виновный в убийстве, являющемся насильственным преступлением, по мотивам личного обогащения должен быть отнесен к «корыстному» типу.

Среди виновных в корыстных преступлениях заметно выделя­ется группа людей, совершающих такие действия из престижных моти­вов, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в пер­вую очередь должностное, положение, завоевать авторитет среди окру­жающих, быть все время на виду и т.д. Это часто сопровождается непра­вильным пониманием производственных и иных нужд своего предпри­ятия или учреждения. Корысть, понимаемая в смысле личного обога­щения, если она есть, выступает в качестве дополнительного мотива. Следовательно, названных преступников можно объединить в «пре­стижный» тип[17].

Однако по престижным мотивам совершаются не только так назы­ваемые корыстные преступления. Давно установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои, хулиганство, даже убийства и изнасилования и некоторые другие преступления отдельные лица совершают для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе представляется ценным. Насильственные действия нередко до­пускаются и для того, чтобы утвердиться в собственных глазах, доказать самому себе, что «я смог» это сделать, тем самым повысить самовоспри­ятие. Подобные мотивы весьма характерны для преступников молодеж­ного возраста, причем соображения личного обогащения, если, напри­мер, насилие сопровождается завладением материальными благами, не всегда являются ведущими. Стало быть, и такого рода преступников целесообразно относить к «престижному» либо к «самоутверждающемуся» типу.

Вообще вопрос об определении типа личности преступников, совер­шающих корыстно-насильственные преступления (разбои и грабежи), достаточно сложен. Для его решения необходимо исходить из того, какие мотивы были главными. Так, если разбой был совершен в целях обогащения, то субъект должен быть отнесен к «корыстному» типу. Среди несовершеннолетних немало тех, для кого совершение преступ­лений во многом игра, напоминающая игру в «казаков-разбойников». Таких лиц надо причислять к «игровому» типу.

Некоторые убийства, нанесение вреда здоровью, а иногда даже изнасилования совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам мести и ревности. Лица, действия которых на­правляются указанными стимулами, могут быть отнесены к «насильст­венному» типу, а виновные в изнасиловании и других половых преступ­лениях на почве сексуальных побуждений — к «сексуальному».

Мотив – главный, но не единственный признак для типологии преступников. Их типологические группы могут быть построены и по характеру преступной направленности, и по степени общественной опасности (более сложная типология. Попытки ее построения по этому признаку уже предпринимались, причем в качестве ведущего обстоятельства признавалась стойкая антиобщественная установка, что проявлялось в длительном преступном поведении. Однако такой признак не всегда представляется достаточным: нетрудно представить себе карманного вора, который на протяжении длительного времени совершает кражи, но, тем не менее, нет оснований относить его к числу особо опасных преступников). Например. А.Б.Сахаров писал, что общественная опасность является «важнейшим признаком личности преступника, выражающим ее социальную сущность, применительно к различным типам личности преступника»[18].

По характеру преступной направленности могут быть выделены следующие типы: корыстный, насильственный, корыстно-насильственный и «универсальный». О первых трех было сказано выше. «Универсальный» тип преступника назван так потому, что составляющие его лица способны совершать самые разные преступления – экономические и сексуальные, присвоение имущества и истязания и т.д. Следовательно, у них можно обнаружить определенную гибкость и изменчивость мотивов, сочетание разных из них.